После Февральской революции в Петрограде на I Русском греко-католическом соборе,
происходившем под председательством митрополита Андрея. Федоров был назначен
экзархом для католиков восточного обряда с возведением его в сан протопресвитера.
В восточный обряд перешли супруги Абрикосовы, принадлежащие к доминиканскому
братству мирян. Владимир Абрикосов был посвящен в сан священника византийского
обряда в состоянии безбрачия (целибата). Екатерина Абрикосова основала русскую
доминиканскую женскую общину, при вступление в которую послушницы произносили
обеты:"...мы, посвященные сестры - терциарки Ордена Проповедников Московской
общины св. Доминика, отдаем в жертву Пресвятой Троице нашу жизнь до последней
капли крови за спасение России и за священников.."[13] Вся духовная практика этой
общины была латинская, но литургия служилась византийская.
Летом 1917 года в Петрограде было образовано "Общество поборников воссоединения
церквей", куда вошли с православной стороны князья Э.Э. Ухтомский, Е.Н. Трубецкой,
А.Д. Оболенский , Н. Глубоковский, Г.А. Рачинский, С.Н. Булгаков, священник Сергий
Соловьев (племянник Владимира Соловьева); от старообрядцев епископ Геронтий
Петроградский и Иннокентий Нижегородский; от католической стороны митрополит
Андрей Шептицкий, архиепископ Эдуард фон Ропп, епископ Ян Цепляк и католические
священники восточного обряда. Общество ставило задачи: "просвещение и общение в
духе взаимной любви и примирения". К весне 1918 года из-за трудных условий жизни в
Питере (голод, разгул бандитизма и ЧК) собрания общества прекратились.
В апреле 1917 года возник также "Союз Вселенского Церковного Единения", заседания
которого происходили в Институте Истории искусств. Инициаторами создания были
православные офицеры и любители религиозной философии. В состав "Союза" вошли
православное и католическое духовенство и миряне. Председателем союза стал граф В.
П. Зубов. На заседаниях союза несколько докладов прочел экзарх Леонид.
Во время гражданской войны в 1918-1919 годах Федоров жил в Петрограде на грани
голодной смерти, рубил дрова, работал молотобойцем в кузнице, грузчиком и
чернорабочим. Несмотря на это он продолжал проводить собрания православного и
католического духовенства, где показал себя активным проповедником, за что получил
среди недоброжелателей прозвище "униатский волк в православной овчарне".
"С самого начала моей деятельности,- писал экзарх митрополиту Шептицкому во Львов,
- мне удалось завязать самые дружеские отношения с виднейшими представителями
петроградского клира - с митрополитом Вениамином, единоверческим епископом
Симоном и даже с самим Патриархом."[14]
[13] Escer F.K. Ibidem.- S.373
[14] Федоров Л. Письмо к о.Александру Евреинову//Логос N 48, 1993.- С.47
|