Кардинал Гаспарри, секретарь конгрегации по чрезвычайным церковным делам, 22 мая
1908 года назначил отца Алексея Зерчанинова главой миссии восточного обряда в
России. Ему было предписано "со всякой строгостью соблюдать греко-славянский обряд
в его чистоте, не допуская ни малейшего смешения с латинским или любым другим
обрядом".[7]
О. Алексей развивал служение в Петербурге для белорусов и украинцев, потомков
униатов, которым нравилась служба под орган, молебны Сердцу Иисусову и
поклонение Святым Дарам. Его собрат Иоанн Дейбнер служил только по синодальному
русскому обряду и не допускал никакого латинского благочестия.
Вскоре к общине руссо-католиков присоединился Евстафий Сусалев старообрядческий
священник Белокриницкого согласия. Митрополит Андрей Шептицкий представил
материалы о Белокриницкой старообрядческой иерархии на усмотрение папы, который
признал ее действительность и благословил двоеперстие.[8] В 1911 году в Петербурге
на Полозовой улице открылся храм "старообрядцев, приемлющих общение с
Апостольским Римским престолом", где служил о. Евстафий. В следующем году на
Бармалеевой улице была зарегистрирована первая православно-кафолическая церковь,
где службы совершались по греко-российскому обряду. Чашу терпения Синода
переполнил выход в свет первого 16-ти страничного номера
православно-католического журнала "Слово Истины", который издал тайный русский
католик Балашов, официально состоявший в греко-российском исповедании.
Вдохновителями и спонсорами издания стали французские ассумпционисты,
мечтавшие излить католический дух на русское общество.
Священный синод потребовал от МВД "принятия неотложных мер к недопущению
римско-католической пропаганды в столице"[9]. Латинский митрополит Викентий
Ключинский под давлением властей, несмотря на запрет Ватикана, благословил
закрытие православно-кафолического храма. 10 февраля 1913 г. викарный епископ
Нарвский Никандр (Феноменов), вошел с нарядом полиции в церковь на улице
Бармалеева. Он прервал службу и возгласил, что это вовсе не православный храм.
Владыка анафематствовал тех, кто не выйдет вместе с ним. Никто не вышел, и о. Иоанн
Дейбнер продолжил службу. На следующий день здание было закрыто и опечатано
полицией. [10]
На общины Дейбнера и Зерчанинова посыпались жалобы латинского клира по
обвинению в схизматической пропаганде. Владыка Андрей Шептицкий взял
православных католиков под свою защиту и проводил время в написании
объяснительных записок в Римскую Курию. Как писал исследователь истории миссии
о. Антуан Ванже (Венгер): >Препятствием являлись поляки, которые интриговали в
Риме и вечно представляли себя "народом-мучеником". По их словам, восточный обряд
удаляет от католичества и приближает к раскольникам. "Поляки, - писал один из
вдохновителей православно-кафолической группы французский священник
ассумпционист Борэн, - умелые дипломаты и великие интриганы". [11]
Перед I мировой войной значительную роль в униатской миссии сыграл священник
Леонид Федоров (1879-1935), родом из петербургских ремесленников. Он
присоединился к Католической церкви после 2-го курса православной духовной
академии и продолжил учебу в Риме. В 1907 году российский посланник С.Д. Сазонов
предложил Федорову организовать в России римско-католическую церковь для
русских. [12] Когда о. Леонид приехал в Россию, то сразу же был арестован по
подозрению в том, что является агентом главы украинских националистов митрополита
Шептицкого. Несколько лет он провел в Тобольске под надзором полиции.
[7] http://www.pravoslavie.ru/archiv/rome_msk.htm
[8] Волконский П.М. Указ. соч.- С.34
[9] Василий (фон Бурман) Указ соч.- С.212
[10] Венгер А. Рим и Москава 1900-1950.
[11] Венгер А. Рим и Москава 1900-1950.
[12] Василий (фон Бурман) Указ соч.- С.70
|