Мост меду Востоком и Западом
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

Развитие Греко-католической церкви в Галиции

Судьба униатов в Российской и Австрийской империях
 

В начале 70-х годов в Галиции митрополит Иосиф Сембратович начал антиалкогольную кампанию с целью культурного возрождения украинского народа. Он призывал священников учреждать сельские сберегательные кассы, братства трезвости, общественные магазины. Одновременно началось распространение москвофильства и антисемитизма, стали слышны призывы вернуться к "вере отцов" т.е. в автокефальное от Рима православие. Рупором выступало литературно-издательское "Общество имени М. Качковского". Положение владыки Иосифа усугубил переход в православие священника Иоанна Наумовича (1826 - 1891) и прихода в селе Гнилички. Отец Иоанн был известен в Галиции как основатель газеты "Руськая Рода", журнала "Наука", а также антисемитскими речами в рейхсрате. Митрополит Иосиф Сембратович в1882 году был вынужден уйти на покой. Император избрал митрополитом его брата Сильвестра.

Австрийские власти начали гонение на москвофилов, обвиняя их в государственной измене. Вновь призывали Греко-католическую церковь перейти на латинский алфавит в знак верности западной цивилизации.

Отца Наумовича признали виновным в предательстве и приговорили к 8 месяцем тюремного заключения. После освобождения Наумович уехал в Россию, присоединился к православию и поселился в Киеве, где получил должность епархиального миссионера для борьбы со штундизмом.

Василианские монастыри в Галиции находились в упадке. В соответствии с волей австрийских императоров, василиане подчинялись епархиальным епископам, игумены почти не имели духовной власти, кандидаты в священство обучались в университетах в светском духе. Василиане перестали заниматься проповедничеством, миссионерством и издательской деятельности. Реколлекции уже давно не проводились.

В 1882 году протоигумен василиан договорился с провинциалом иезуитов в Галиции о начале реформы. Василиан изъяли из-под юрисдикции местных епископов и вновь подчинили Апостольскому престолу. Новициат и общее управление Чином было передано иезуитам, которые обновили устав в духе Василия Великого, митрополита Рутского и св. Иосафата Кунцевича. Несколько иеромонахов Общества Иисуса перешло на жительство в Добромыльский монастырь. Среди галичан поднялась буря протестов против реформы. Москвофильская газета "Пролом", демократическая "Дело", орган греко-католического духовенства "Галицкий Сион" и православный "Киевлянин" критиковали иезуитов за участие в реформе. В 1884 году галицкая общественность собирала подписи за отмену реформы под лозунгом "Спасем народность от уничтожения".

В 1889 году василиане начали проведение народных миссий в Галиции. Возродились монастырские типографии, начавшие выпускать духовную литературу по-украински (в Российской империи в это время печать на украинском языке была запрещена). Василиане ввели майские богослужения в честь Пресвятой Богородицы, почитание Сердца Иисуса. В скоре они отправились в Америку для окормления галицких эмигрантов.

После реформ количество монахов увеличилось, василиане энергично заработали для духовного возрождения русинского народа.

В 1885 году из Львовской архиепархии выделилась отдельная Станиславская епархия во главе с епископом Юлианом Пелешем. В 1891 г. в Львове состоялся поместный собор Галицкой митрополии, где обозначились консервативное и реформаторское течения. Консерваторы во главе со священниками клирошанами Собора Св. Юра (святоюрцы) отстаивали греко-галицкий обряд от латинских нововведений, опираясь на белое женатое духовенство.

Реформаторы во главе с василианами призывали по примеру латинской церкви ввести целибат для епархиального духовенства. Постановления собора рекомендовали постепенно допускать до рукоположения в сан только неженатых кандидатов (спустя несколько лет в Станиславскую и Перемышльскую семинарии стали принимать только тех кандидатов, которые обещали не жениться). Духовных особ обязали по примеру Латинской церкви ежедневно молиться по иерейскому молитвослову. Для отличия от православного духовенства греко-католическим священникам велели вместо четырехугольной скуфьи носить шестиугольную. Москвофилы усмотрели в данном головном уборе производное от еврейской ермолки.

В 1893 году митрополит Сильвестр Сембратович возвращался из Рима, где ознакомил Римскую курию с постановления собора и планами введения целибата. На венском вокзале его встретили украинские студенты из местного университета и закидали тухлыми яйцами, обвиняя в уничтожении самобытность украинской церкви и народа.

Митрополит Сильвестр, удостоившийся звания кардинала, способствовал основанию женской монашеской общины Сестер служебниц Пресвятой Девы Марии и миссионерского общества Св. Павла для укрепления веры и распространения духовной литературы в народе.

В 1897 году в Риме открылась Папская коллегии Св. Иосафата для подготовки ученого духовенства Галицкой митрополии и защиты докторатов в Папских университетах.

В 1899-1900 г. недолго правил митрополией Юлиан Сас-Куиловский. Во времена бурной молодости, он участвовал в боях за польскую независимость против Австрии, служил в венгерской и турецкой армиях. Потом обратился к Богу, учился в семинарии, стал священником латинского обряда. По заступничеству греко-католического епископата он вернулся в Австрию, где перешел в византийский обряд.

При выборах митрополита он считался выдвиженцем польских кругов, но после посвящения открыто выступил в защиту прав галицких украинцев.

 
Судьба униатов в Российской и Австрийской империях
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017