Уния продолжала сохраняться только в Холмской епархии, подчиненной
непосредственно апостольскому престолу. Она была обречена, ибо Синод не
допускал до церковных должностей верных Риму людей.
Во время подавления польского восстания 1863 года военные власти заняли в
Хомском крае все василианские монастыри. По подозрению в сочувствии
восстанию монахов изгнали из монастырей. Их имущество конфисковали.
Через австро-российскую границу в Галицию переходили изгнанные
монахи-василиане, а в Холмщину - галицкие москвофилы, искатели мест. Их, с
разрешения Синода, после ускоренного курса духовного училища назначали на
вакантные приходы Холмской епархии.
Среди них был Маркел Онуфриевич Попель (1825 - 1903). За свои симпатии к
России Синод пригласил его занять должность администратора Холмской
униатской епархии. Он убедил многих священников галичан перейти в юрисдикцию
Синода. Священники в консистории давали подписку о переходе в синодальное
православие и обязывались служить по московскому обряду. Верных Риму
священников Попель запрещал в священнослужении. Узнав об этом, миряне из
церковных братств отказывались пускать подписавших православие священников
в храм. Для успокоения правительство послало войска.
В конце 1873 года настоятель храма в Пратулине о. Иосиф Курманович, боясь
ареста за неподписание православия, отслужил Рождественскую литургию и ушел
через границу в Галицию. Перед уходом он сказал своим прихожанам, что скоро
власти запретят унию.
17 января 1874 года в местечке Дрелове рота солдат во главе с майором
Котовым расстреляла возле униатской церкви 13 человек и 200 ранила за отказ
отдать ключи от храма подписавшему православие настоятелю. Оставшихся в
живых перепороли ногайками.
В Пратулин Маркелл Попель отправил подписавшего галичанина о. Урбана.
Прихожане отказались отдать ему ключи. О. Урбан пожаловался в полицию. В
Пратулин приехал полицейский исправник Кутанин, который увещевал селян
покориться воле государя, освободившему холмских украинцев от польских панов.
26 января в Пратулин вошло подразделение солдат во главе с полковником
Штейном, которое попыталось разогнать собравшихся возле храма. Во время
штурма был отдан приказ открыть огонь. Застрелили 13 человек. Кровь погибших и
раненых смыли и храм переосвятили, но люди туда уже не ходили. Среди поляков
римо-католиков убитые униаты стали почитаться мучениками за верность
Римскому престолу. Протесты французского консула барона Фино вынудили
власти действовать мягче.
В 1874 году из Галиции в Холмщину, по призыву москвофильской газеты "Слово",
выходившей в Львове, перешло одновременно около 200 человек, чтобы
сделаться православными священниками.
11 мая 1875 года высочайше было провозглашено воссоединение холмских
униатов с синодальной церковью. В села вновь вошли войска, на фоне которых
чиновники и духовенство зачитывали императорский указ.
Монашествующим разрешили вкушать мясо. Приходским священникам назначили
содержание до 100 рублей в месяц (жалование среднего чиновника). Церкви в
селах опустели. Часть из них пришлось закрыть. Граница с Австро-Венгрией
практически не охранялась, и "упорствующие" стали ходить на службы в Галицию.
Оттуда по ночам приходили униатские священники и совершали требы. Среди них
был иезуит о. Яцковский, проведший за это 18 месяцев в российской тюрьме.
В 1882 году для борьбы с наследием унии было создано Холмское православное
братство, носившее москвофильскую, антипольскую направленность. Оно
воспитывало более любовь к государству российскому, чем к православию.
Кардинал Винченцо Ванутелли рассказывал в Риме, что при его возвращении из
Москвы с коронации императора, толпы "упорствующих униатов" Холмской
епархии, узнав о проезде папского посланца, сбегались к пути следования поезда,
взывали к нему о помощи, вставали на колени и просили благословения.
|