Затяжная борьба с унией в Западном крае приводила к анекдотичным случаям, когда в Седлецкой губернии селяне отпали
"назад в унию" после того как в храме по распоряжению епархиального отопления
поставили печку. Селянам это напоминало "огонь неугасимый" в аду.
"Литовские епархиальные ведомости" в 1894 году сообщили, что народ по
прежнему ходит к церковному склепу около Мовчадской церкви Слонимского
повета, куда властями была спрятана статуя католического святого Антония
Падуанского, и совершает униатские моления. Ранее она стояла около часовни, но
в 1865 году была заменена иконой Св. Антония Печерского.
Духовные консистории в Западном крае были завалены прошениями
воссоединенных с православием "бывших униатов" с просьбой отпустить в
латинство. "Упорствующие" униаты бойкотировали официальные храмы, к
синодальным священникам за требами не обращались. Впрочем, последних,
живших на государственных окладах, это не особенно огорчало.
Епархиальное начальство настаивало на том, что богослужения совершалось
причтом даже без прихожан. Польские помещики не давали денег на ремонт
ставших православными храмов. Обветшавшие церкви закрывались, на их фоне
строились и реставрировались великолепные костелы, куда правдами и
неправдами переходили украинцы и белорусы.
Галицкие перебежчики, присоединившие Холмскую епархию к Синоду, стояли за
украинскую самобытность. Поэтому вскоре их стали отстранять от дел и
переводить в великороссийские епархии. Маркелла Попеля возвели в сан
архиепископа и отозвали в Петербург. На освободившиеся места назначали
"истинных русаков", которые презирали украинство и требовали от мирян и
духовенства говорить только по-русски.
17 апреля 1905 года издан декрет о веротерпимости, разрешавший православным
свободно переходить в иные исповедания, в т.ч. и в римское католичество. Были
разрешены все исповедания, кроме униатства и изуверских сект. В местечки и
села Западного края (современная Украина и Беларусь) стразу же стали
распространяться листовки с призывом к бывшим униатам переходить в римское
католичество. Польские помещики обязались материально поддержать
переходящих. В Холмщине в латинство перешли все упорствующие,
государственное православие потеряло свыше 200 тыс. душ. Перешедшим
объяснили, что теперь они сменили не только исповедание, но и национальность.
Холмскому епископу Евлогию, ценой неимоверных усилий и обещанием
государственной поддержки оставшимся православным, удалось спасти
православную епархию от полного развала. Белое духовенство осталось верным
Синоду (латиняне им ничего не предложили).
|