Мост меду Востоком и Западом
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

Греко-католичество в Австрийской империи

Судьба униатов в Российской и Австрийской империях
 

После раздела Речи Посполитой в Австро-венгерской империи оказалось 4 униатских епархий: Львовская, Перемышльская, Мукачевско-Ужгородская и Пряшевская. Указом императора Галицкая провинция Василианского чина была изъята из прямого подчинения Риму.

В 1774 году императрица Мария-Терезия заменила термин "униат"("унит") понятием "греко-католик" и даровала права и привелегии католическому духовенству вне зависимости от обряда. Австрийское правление пригасило польско-русинский национальный конфликт в Галиции.

В империи того времени все униаты принадлежали к феодальным подданным, священник часто платил ренту своим господам. Поповичи не пошедшие в сан, подлежали феодальным повинностям. Священники должны были обязательно учиться в семинариях.

Император Иосиф II заявил о том, что его прерогативой является назначать епископов, и он будет решать сам из черного или из белого духовенства он будет это делать. Габсбурги открыли духовную семинарию в Вене при церкви Св. Варвары "Барбареум" и много народных школ. Иосиф поставил греко-католических священников на службу обществу и государству.

В 1808 году по просьбе австрийского императора Рим основал Галицкую митрополию. В ее юрисдикцию вошли Перемышльская, Холмская и Львовская епархии с кафедрой во Львове, к которой перешли права и привилегии Киевской митрополии. Император добыл себе право выдвигать кандидата на кафедру и просить Папу об его утверждении. Митрополит без обращения к Риму посвящал епископов, назначенных императором.

В 1809 году пронаполеоновски настроенные польские повстанцы захватили Львов и потребовали от греко-католического митрополита Антония Ангеловича помянуть на службе Бонапарта. Ангелович отказался, за что и пострадал. За верность император наградил его орденом. Позиции греко-католической митрополии значительно упрочились.

Епископ Перемышльский Иоанн Снигурский основал училище для дьяков(псаломщиков), готовившее для приходов хороших знатоков восточного благочестия, которые также учили грамоте сельских детей. Он также раздавал стипендии русинским студентам, создавал начальные школы, основал епархиальную страховую кассу для нуждающихся духовных лиц. В 1848 году он основал епархиальную семинарию, морально и материально поддерживал первых украинских писателей т.н. "Руськую троицу" о. Маркиана Шашкевича, Ивана Вагилевича, Якова Головацкого тогда, когда их критиковали за непомерную новизну в лексике и орфографии. Из 43 книг на русинском языке, изданных в Галиции в 1837-50-х гг. - 40 написали священники.

Большинство греко-католических священников получало университетское образование. Они служили не только религиозному, но культурному развитию народа. Они улучшали агрикультуру, создавали сельхозкооперативы и кредитные товарищества. Греко-католические священники сдерживали бытовой антисемитизм. До 1848 году в греко-католических семинариях говорили и преподавали по-польски. Городские священники транскрибировали славянский текст в богослужебных книгах польским алфавитом. Декретами императора была введено обязательное знание русинского языка и кириллицы. В 1848 году галицкие русины по призыву иерархии не участвовали в польской революции и стояли на охранительных началах. Митрополит Григорий Яхимович возглавил Главную Руськую раду и представлял украинское население в конституционной комиссии австрийского парламента. Русинская интеллигенция отмежевалась от польского национального движения и продемонстрировала верность императору, который позже наградил Галицкого митрополита Михаила Левицкого орденом Леопольда. Папа Пий IX возвел его в кардинальское достоинство. Красную скуфью вручил Левицкому пражский кардинал Шварценберг.

Зародилось москвофильство, осторожная духовная ориентация на Россию и московское православие. Церковная молодежь желала возврата к славянским традициям, возникло т.н. движение "обрядовцев". Митрополит Яхимович создал комиссию для очищения богослужения от латинских заимствований. Народ выносил органы из храмов. Польские духовные особы сообщали в Вену, что таким образом галицкие русины готовятся присоединиться к России. По указанию городских властей в греко-католические храмы заходили полицейские и проверяли наличие "униатских" особенностей: звона в колокольчик, причащения на коленях и т.п. Австрийские власти предложили русинам перейти на латинский алфавит, но митрополит отстоял кириллицу.

 
Судьба униатов в Российской и Австрийской империях
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017