В начале 60-х годов настоятелем Мотронинскогого монастыря близ Чигирина на
территории Речи Посполитой Синод назначил российского поданного
архимандрита Мелхиседека Значко-Яворского, которому было поручено
окормлять оставшиеся православные приходы на Правобережье.
Значко-Яворский ездил жаловаться на униатов в Петербург и Варшаву. Он активно
проповедовал в пользу присоединения к России, обещая селянам скорый приход
освободителей с севера и вызволение от панщины. В народе прошел слух, что
архимандрит уже получил из Петербурга т.н. "Золотую грамоту" императрицы
Екатерины, где та даровала землю и волю. Селяне заволновались.
Россия требовала все новых и новых уступок со стороны короля Станислава
Понятовского, не считаясь с суверенитетом Речи Посполитой. Противники
Понятовского создали против него т.н. Барскую конфедерацию, обвинив в измене
нации. Вспыхнула междоусобица между панами, от которой у холопов затрещали
чубы.
Архимандрит Мелхиседек за свою деятельность неоднократно привлекался к суду
по обвинению в антигосударственной агитации. Приходы, которые брали сторону
Мелхиседека, униаты возвращали себе по суду, который принимал сторону
лояльных к власти униатов. Под давлением России Мелхиседека всякий раз
освобождали.
В 1766 латинские епископы Каетан Солтык и Иосиф Залуцкий протестовали в
Сейме против очередных имущественных требований России. В ответ Екатерина
ввела свои войска на территорию Речи Посполитой и задержала недовольных
епископов, кроме того были заняты имения иных латинских церковных особ.
Приняв во внимания российскую аргументацию, 17 ноября 1767 года 5 латинских
епископов согласились на расширение православной церкви за счет униатской
путем разрешения имущественные споров совместной комиссией из
римо-католиков и православных без униатов. Униатский владыка Володкович
выступил защиту прав униатской митрополии, он призывал предать суду
архимандрита Мелхиседека за разжигание погромных настроений.
За святотатство в униатском храме были осуждены и расстреляны казацкий
сотник Хопко и ктитор Даниил, которые похитили Св. Тайны из дарохранительницы
и закопали, чтобы сорвать богослужения униатского настоятеля в храме.
Священник подал на них в суд, который приговорил их к смерти за святотатство
(миряне не имели права трогать Св. Тайны). Мелхиседек назвал их мучениками за
"давнюю греческую веру". Голову Даниила носили по украинским селам и
показывали "что сделали с ним ляхи". Епископ Гервасий похоронил ее в
Переяславском соборе. Отомстить вызвался послушник Мотронинского
монастыря Максим Железняк. Он собрал отряд из нескольких сот человек и,
назвавшись запорожским полковником, распустил слухи об имеющейся у него
"Золотой грамоте" Екатерины II, повелевающей истреблять панов. Толпы народа
сошлись на этот призыв, и Железняк, постепенно увеличивая свои силы, в апреле
1768 года вышел из Мотронинского леса и прошел до Умани, убивая поляков,
евреев и униатских священников. Особенно кровавая резня произошла в Умани,
куда сбежалось мирное население. Защищавший город сотник Гонта перешел на
сторону повстанцев. Народные мстители убили там около 20 тысяч поляков и
евреев. Были убиты все учащиеся униатской семинарии. Железняк провозгласил
восстановление гетманщины и сам назвался гетманом.
9 июля Екатерина II в указе о положении в Речи Посполитой объявила, что Россия
не имеет отношения к восставшим и велела наказать разбойников. Русские войска
вновь вошли в Украину, истребляя гайдамаков. Железняка арестовали и как
российского подданного приговорили его к ссылке в Сибирь, откуда он сразу же
бежал. Польские власти казнили Гонту по приговору суда.
Архимандрит Значко-Яворский за разжигание восстания был переведен в
Переяславский Михайловский монастырь. Позже он стал архимандритом
Киевского Выдубецкого монастыря. Епископ Гервасий был удален с Украины.
Несмотря на большие жертвы среди духовенства униатская церковь была
обвинена барскими конфедератами в пророссийских симпатиях. По докладу
местных властей митрополит Володкович был отстранен от управления
митрополии, лишь два года спустя по инициативе нунция он вернулся к исполнению
своих обязанностей.
В восстании погибло около 300 униатских священников, места которых Синод по
докладу епископа Григория Конисского решил заменить новопосвященными
православными.
|