После Замойского собора уния стремительно распространялась в Речи
Посполитой, несмотря на постоянные ноты российского посла на притеснения
православных. Чаще всего это были имущественные претензии к униатам. В 1722
году жалобы князя Долгорукого о гонениях монахов в Бресте дошли до нунция,
который пытался выяснить причины недовольства. 24 марта того же года папский
нунций кардинал Сантини увещевал о том, что нужно "до Унии с Кафолическою
Римскою верою не насильством и силою привлекать, но любезно:"
25 мая 1722 года канцлер России граф Головкин направил в Римскую курию
перечень гонений униатов на православных в Речи Посполитой, где приводил
много случаев избиения шляхтичами римо-католиками православных священников
и даже епископа. (Не один из описанных случаев не был подкреплен решениями
судов, поэтому трудно было сказать, где гонение на веру, а где бытовое
издевательство пана над холопами.)
Канцлер требовал вернуть Святейшему Синоду 4 епархии с имуществом в Речи
Посполитой, утверждая, что все они были переведены насильно на унию. После
избиения полоцких василиан, Россия утратила образ защитницы свободы совести
в Речи Посполитой. Протесты канцлера выглядели неубедительно.
В Белую Русь наезжал синодальный епископ Гедеон Четвертинский, который
часто писал Петру I, что униаты ободрали его как липку. "Били нас саблями плашмя,
стреляли из пистолетов и из ружей" - рассказывал живой и невредимый Гедеон о
произволе шляхты.
В 1728 году после смерти Льва Кишки на митрополичий престол взошел Афанасий
Шептицкий, который административно реорганизовал митрополию и основал
несколько новых семинарий. При нем в 1743 году все монастыри митрополии
объединились в единый Чин Св. Василия Великого с подчинением напрямую Риму.
После Шептицкого митрополией правил Флориан Гребницкий, который расширил
унию в Белой Руси и добился возвращения от римо-католиков Виленской
семинарии, куда Апостольский престол ежегодно посылал деньги для обучения
русинских кандидатов. В 1753 на конференции униатских епископов в Вильно
очередной раз было принято постановление о запрет перехода в латинство, что
поддержала Римская курия. Митрополит лично подавал в суды иски по факту
переходов в латинство униатов.
В 1754 году, по настоянию императрицы Елизаветы Петровны, в Белую Русь был
послан епископ Григорий Конисский. Конисскому удалось привлечь в Беларусь
искателей духовных хлебов из числа питомцев киевских духовных школ.
Священники рукополагались в Киеве и давали присягу на верность не только
Синоду, но и российскому трону. Владыка Григорий открыл на синодальный счет
типографию, где печатал и распространял духовную литературу в пророссийском
духе. С восшествием на престол Екатерины II, Конисский подал ей жалобу о
тяжёлом положении православных в Польше. Присутствуя при коронации, он лично
просил заступничества. В 1764 году русский и прусский посланники в Варшаве
потребовали новых привилегий православным в Речи Посполитой. На
правобережье Украины в то время насчитывалось около 20 синодальных
приходов и свыше 2000, соединенных с Римом. Послы требовали допустить дополнительных
православных епископов в Речь Посполитую и дать им места в Сенате.
В 1765 году владыка Григорий Конисский отправился в Варшаву и подал королю
Станиславу мемориал: "Права и вольности, исповедывающих греко-восточную
веру", переведённый затем на многие европейские языки, как образец защиты
веротерпимости. В 1766 г. король по просьбе российского посланника не
разрешил провести очередной униатский поместный собор в Бресте.
В 1757 году в Петербурге был посвящен епископ для Правобережной Украины
Гервасий, которого приветливо встретили казаки возле Чигирина. Около 50-ти
приходов высказались за переход в синодальное православие при определенных
политических условиях. Пошла очередная волна слухов о скорой отмене унии.
|