В 1611 преемником Киевского митрополита был избран и хиротонисан в епископы
иеромонах Виленского монастыря Иосиф Вельямин Рутский. Воспитанный в
протестантском духе, он познакомился с иезуитами и присоединился к Римской
церкви. Ему посоветовали поступить в Греческую коллегию Св. Афанасия в Риме,
по окончании которой он вернулся в обряд своих предков и поступил в число
братии Виленского Троицкого монастыря.
В следующем 1612 в этой обители остановился московский патриарх Игнатий,
изгнанный из Москвы за сотрудничество с самозванцами. Настоятель монастыря
епископ Иосиф дал ему книги в защиту Флорентийской унии на греческом языке
(Игнатий был греком по происхождению). Прочитав их, Игнатий тайно
присоединился к унии, сложил исповедание веры и присягу на верность Папе. В
ноябре, когда польская армия Сигизмунда и его сына Владислава вновь вступила
в Россию, Игнатий на короткое время вернулся на московскую кафедру. После
смещения Филаретом Романовым он вновь вернулся в Свято-Троицкий
монастырь, где по описаниям насельников, вел строгую аскетическую жизнь до
своей смерти в 1620 году. К унии присоединился его личный секретарь Эммануил
Кантакузен, который позже был помощником у архиепископа Иосафата Кунцевича.
Иосиф Рутский обсуждал с Игнатием как обратить Московию к Римскому престолу.
В 1613 году после смерти Ипатия Потия на митрополичий престол взошел Рутский.
Он пытался примирить униатов и православных, вместе со своим помощником
Иосафатом Кунцевичем ездил в Киев, где увещевал белое духовенство и братию
Печерского монастыря помириться с Римом.
По просьбе Рутского король даровал митрополии право создавать народные
школы при монастырях. Вскоре такие школы были открыты в Полоцке,
Красноборе, Жировицах, Борине и Черени, а несколько позднее - в Белой,
Могилеве и Холме. В Новогрудке митрополит основал на свои средства школу для
детей мещан и шляхты с преподаванием философии и теологии (в 1624 г. она была
преобразована в духовную семинарию). Позднее подобная школа была
организована в Минске при монастыре Косьмы и Дамиана. Уже после смерти
митрополита Иосифа школа была организована в Холме. В программу этих школ
входило обучение церковнославянскому языку, изучение и толкование Отцов
Церкви, переводы с греческого языка и латыни, начатки семи свободных искусств
до риторики включительно. Основы веры преподавались по катехизису,
написанному о. Петром Аркудием на основе творений восточных Отцов церкви.
В 1615 Рутский ездил в Апостольскую столицу, где добился 22 стипендии для
обучения русинских кандидатов в Риме. Курия дала ему право открывать в
Украине школы с правами иезуитских коллегий.
В 1617 году монашествующие из 5 униатских монастырей собрались на съезд и
основали конгрегацию Пресвятой Троицы . В основу конституции были положены
аскетические правила Св. Василия Великого, поэтому монахи назвали себя
василианами, а свое братство Чином Святого Василия Великого (ЧСВВ).
|