Мост меду Востоком и Западом
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

Мученичество архиепископа Иосафата Кунцевича

Выживание Униатской церкви в Речи Посполитой
 

В 1617 году на Полоцкую кафедру был посвящен помощник Рутского иеромонах Иосафат (Иосаф) Кунцевич. Будучи в Вильно, он активно проповедовал за единство с Римом в церквях, на улицах, площадях, рынках и в частных домах, за что его прозвали "душехватом".

В Полоцке своими проповедями он присоединил к унии кальвиниста воеводу Михаила Друцкого-Соколинского, примеру которого последовали другие благородные горожане. Простых жителей города Иосафат привлекал самым строгим выполнением православных уставов. Он часто перечитывал и переписывал творения восточных Отцов церкви, сделал полный список "Предания" и "Устава" преподобного Нила Сорского. В отличии от риторики стиля барокко, принятой большинством православных и католических проповедников того времени, Иосафат проповедовал простым народным стилем.

Он проехал по епархии, пытаясь восстановить канонический порядок. В 1618 году Кунцевич собрался в Могилев, чтобы сделать ревизию церковного имущества, отобрать у мирян ключи от храмов и вернуть их настоятелям. По наветам антиуниатских памфлетов, пасомые истолковали это готовящейся передачей православных храмов латинянам. Могилевские мещане призвали белое духовенство отречься от послушания епископу. Они замкнули ворота и выставили на городских стенах вооруженную охрану. Когда он подъехал к городу, на него наставили пушки с ружьями и ругали его "отщепенцем". Кунцевич подал в суд, и выиграл дело, хотя ответчики утверждали, что закрыли ворота из-за страха против казаков-разбойников, и никого не оскорбляли.

В 1621 году православный епископ Мелетий Смотрицкий, тайно посвященный в Печерской лавре, прислал в Витебск иеромонаха Сильвестра, который распространил послание о том, что каноническим епископом города является именно Смотрицкий. Про Иосафата Кунцевича сообщалось, что он тайно принял "польскую" веру и готовит своих пасомых отречься от всего родного, а церкви превратить в костелы. Смотрицкого признали за архиерея местный священник Иоанн Каменец и члены городского совета. Воззвания Мелетия зачитывались в ратуше.

12 марта 1622 канцлер Литвы Лев Сапега сообщил архиепископу Иосафату о том, что на него получено множество жалоб от горожан и шляхты о насильственном принуждении к унии. Жалобщики писали даже о том, что Кунцевич велел "вырыть тела умерших и бросить на съедение псам". (Это не подтверждается никакими документальными источниками, но часто встречается во взаимных обвинениях того времени.) Кунцевич отверг обвинения в насилии и описал множество случаев притеснений шляхтичами униатского духовенства. Сапега посоветовал владыке Иосафату больше не жаловаться и не судиться, а по примеру Христа пойти "яко агнец на заклание".

В 1623 витебские сторонники Смотрицкого построили за городом в протестантском духе два больших шалаша для собраний, куда приходили проповедовать из Киева и Вильно иеромонахи. В начале ноября туда без охраны отправился архиепископ Иосафат для увещевания. Перед отъездом из Полоцка владыка велел приготовить себе могилу в кафедральном соборе. Прибыв в Витебск, он произнес жителям проповедь на тему стиха из Евангелия: "наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу"(Ин. 16. 2).

Утром 12 ноября 1623 после заутрени противники Иосафата ударили в набат и собрали около тысячи человек. Заговорщики назвали Иосафата изменником "давней греческой веры", ворвались в покои и зарубили его топором. Над его телом надругались и бросили в реку Двину. Епископское имущество и документы разграбили, слуг избили, взломали погреб и распили вино. Узнав об этом, Мелетий Смотрицкий, вдохновитель убийства, уехал на православный Восток.

22 января 1624 года королевский суд приговорил 19 человек к смерти за заговор, мятеж и убийство. Перед казнью все покаялись. Главные организаторы представили алиби и скрылись.Город был лишен магдебургского права и королевских привилегий.

Убийство архиепископа Иосафата опозорило разъединенных. Полоцкий архипастырь стал почитаться в народе мучеником за единство Церкви.

 
Выживание Униатской церкви в Речи Посполитой
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017
');