|
В середине ноября 1595 года в Вечный город прибыли владыки Кирилл Терлецкий
и Ипатий Потий. Их достойно приняли в Римской Курии, воздали честь как
епископам. Они встретились с папой Климентом VIII и просили принять их в лоно
католической Римской Церкви с сохранением обрядов. 23 декабря на
торжественной церемонии в Константиновом зале, согласно процедуре,
разработанной греческой конгрегацией для христиан византийского обряда, Потий
по-латыни, а Терлецкий по-славянски произнесли Символ веры с прибавлением
Filioque. Кроме того, они подписались под определениями
Ферраро-Флорентийского и Тридентского соборов. Владыки следовали
дипломатическому протоколу, который требовал отдать честь верховному
понтифику как главе церкви и светского государства. Папа сказал им: "Я не хочу
господствовать над вами; хочу на себе носить тяготы ваши". Потом, обняв и
облобызав обоих владык, объявил во всеуслышание, что принимает их, как и
отсутствующих митрополита Михаила и всех русинских епископов, с их клиром и
мирянами, живущими во владениях польского короля, в лоно католической Церкви
и сочетает и соединяет с нею в одно тело.
30 декабря 1595 г. епископы Потий и Терлецкий написали послание из Рима к
Краковскому митрополиту Юрию Радзивиллу, что исповедание греческой веры
сохранено для них нерушимо святейшим отцом, и им оставлены не только все
обряды и таинства, но и Символ веры в древнем виде, без прибавки "и от Сына".
В начале марта владыки отравились на Русь, везя с собой буллу "Decet Romanum
Pontificem", которая утверждала новый порядок замещения митрополичьей и
епископских кафедр через выборы на церковном соборе, а не на собрании
благородного шляхетства.
В Риме была оглашена булла "Magnus Dominus et laudabilis nimis". Она
констатировала: "не являются членами Христова Тела, каким является Церковь
те, кто не присоединены до видимой главы этой Церкви, до Римского Верховного
Архиерея". Сообщалось о принятие владык и "natio Ruthenica"(русинского народа),
в лоно Римско-католической церкви при сохранении всех восточных обрядов и
церемоний. Из Рима событие представлялось как обращение и примирение
русинов с Римской церковью.
7 февраля 1596 года папа направил 16 посланий к государственным и церковным
деятелям Речи Посполитой, где просил поддержать унию. Он сообщил, что
владыки признали папскую власть над Киевской митрополией, исповедовали
католическую веру, отреклись от предшествующих заблуждений и ересей.
По возвращении епископа Ипатия в Брест, Свято-Никольское братство, которое
он ранее основал, отнеслось к нему враждебно, ибо про него князь Острожский
уже сообщил, что он отступил от родной веры и принял польскую. Потий собрал все
духовенство и отслужил Божественную литургию. Увидев, что обряды остались
неизменными, братчики приняли его сторону..
30 августа 1596 года александрийский патриарх Мелетий Пигас написал письмо
князю Константину против главенства папы и дал совет избрать себе нового
митрополита и епископов. Князь Острожский напечатал это послание и разослал
православным шляхтичам. Вскоре на Русь прибыл александрийский архимандрит
Кирилл Лукарис, будущий многократный патриарх и иеродиакон
Константинопольской церкви Никифор, имевший грамоту экзарха.
|
|