К январю 1595 года все епископы митрополии письменно присоединились к
условиям союза с Римом. Епископ Брестский Ипатий Потий написал книгу "Уния
греков с костелом римским", где живым славянским словом убеждал читателей в
пользе единства.
17 февраля 1595 года латинский архиепископ Львова уведомил нунция Маласпини
о завершении предварительных переговоров с русинскими владыками. Польская
сторона требовала более отчетливо выразить послушание папе и отречься от
константинопольского патриарха. В ответном послании нунций надеялся, что
Московская патриаршая церковь последует в унию по примеру Киевской
митрополии.
1 июня 1595 года владыки составили 33 артикула унии, где признавали главенство
папы, требовали гарантий сохранения восточных обрядов, давней отеческой
веры, запрета на переход в латинский обряд и государственного противодействия
вмешательству греческих странников.
Епископ Ипатий Потий сообщил князю Константину Острожскому об успешных
переговорах с Римской церковью, что последнего разозлило. Острожский решил,
что вхождением в союз с Римом православная иерархия пытается освободиться
из под опеки русинского дворянства. Он поссорился с Потием и оставил свои
воссоединительные идеи.
В августе король и нунций согласились с артикулами. Несмотря на то, что
королевская комиссия сомневалась в целесообразности унии, ибо она ничего не
давала Польскому государству и нации, король обещал предоставить восточным
владыкам такие же привилегии, как и латинским.
Князь Острожский начал выяснять, кто из подвластного ему епископата замыслил
унию. Зачинатель переговоров львовский епископ Гедеон Балабан и
перемышльский владыка Михаил Копыстенский заколебались и перешли на
сторону князя - самого богатого магната Речи Посполитой.
|