|
Летом 1917 года в Петрограде было образовано "Общество поборников воссоединения
церквей", куда вошли с православной стороны князья Э.Э. Ухтомский, Е.Н. Трубецкой,
П.М.Волконский, А.Д.Оболенский , проф.Н.Глубоковский, Г.А.Рачинский, С.Н.
Булгаков, священник Сергий Соловьев (племянник Владимира Соловьева); от
старообрядцев епископ Геронтий Петроградский и Иннокентий Нижегородский; от
католической стороны митрополит Андрей Шептицкий, архиепископ Эдуард фон Ропп,
епископ Ян Цепляк и униатские священники. Членами этого общества могли стать
православные, древлеправославные (старообрядцы), римо-католики, униаты, англикане
и т.д.
Общество ставило задачи: "просвещение и общение в духе взаимной любви и
примирения". К весне 1918 года из-за трудных условий жизни в Питере (голод, разгул
бандитизма и ЧК) собрания общества прекратились.
В апреле 1917 года возник также "Союз Вселенского Церковного Единения" заседания
которого происходили в Институте Истории искусств. Инициаторами создания были
православные офицеры и любители религиозной философии. В состав "Союза" вошли
православное и католическое духовенство и миряне. Председателем союза стал граф В.
П. Зубов. На заседаниях союза несколько докладов прочел экзарх Леонид.
Во время гражданской войны в 1918-1919 годах Федоров жил в Петрограде на грани
голодной смерти, кормился колкой и рубкой дров, работал молотобойцем в кузнице,
грузчиком и чернорабочим. Несмотря на это он продолжал проводить собрания
православного и униатского духовенства, где показал себя активным проповедником, за
что получил среди недоброжелателей прозвище "униатский волк в православной
овчарне".
"С самого начала моей деятельности,- писал экзарх митрополиту Шептицкому во Львов,
- мне удалось завязать самые дружеские отношения с виднейшими представителями
петроградского клира - с митрополитом Вениамином, единоверческим епископом
Симоном и даже с самим Патриархом." Федоров категорически запретил подчиненным
священникам призывать православных переходить в Католическую церковь.
Латинское же духовенство, дождавшись свободы, стало заниматься активной агитацией
против восточной схизмы , что провалило миссию Федорова в Петрограде и подорвало
его теплые отношения с православным духовенством. "Не активная пропаганда, не
натиск миссионера необходимы в Росси, а сближение на почве общехристианских
интересов против растущего неверия и воинствующего коммунизма"- убеждал экзарх
латинское духовенство.
Деятель воссоединительного движения князь П.М. Волконский (сын Е.Г. Волконской)
писал: "Латинское духовенство было глубоко убеждено, что святая Уния невозможна в
России, что интеллигенция согласится на католичество только латинского обряда , что в
восточном обряде будет только небольшая кучка мещан и крестьян."
|
|