Россия и Католическая Церковь
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

Униональная деятельность митрополита Шептицкого

Воссоединительное движение
 

Митрополит Галицкий Андрей Шептицкий (1865-1944) происходил из древнего рода западнорусских князей, ставших польскими графами . В их роду были как униатские митрополиты, так и латинские епископы. В 1887 г. по окончании университетского образования Роман Шептицкий приезжал в Москву, где встречался в Владимиром Соловьевым, который в то время уже имел определенно католические убеждения. Беседы с "пророком церковного единства", очевидно, серьезно повлияли на жизненный путь молодого польского шляхтича.

Двумя годами позже Роман поступил в униатский Чин Св. Василия Великого (Орден ОО.Василиан), где был пострижен с именем Андрей. В 1898 г. становится епископом Станиславова, а в 1900 г. избирается Митрополитом Галицким и Архиепископом Львова, который стремился превратить в духовный центр соединенного с Римом православия, куда бы приезжали ревнители церковного единства из России. Забота о духовном и культурном возрождении украинского народа снискали ему славу вдохновителя галицкого национализма и сепаратизма.

В конце 1904 года во Львов приехал изверженный из сана за католические убеждения священник Алексей Зерчанинов (1848-1933) из Нижегородской епархии. Он перешел в католичество после самостоятельного изучения трудов по церковной истории и творений Отцов Церкви. За это о. Зерчанинов подвергся церковному прещению и длительному заключению в монастырской тюрьме и был освобожден по ходатайству Натальи Сергеевны Ушаковой, католичке восточного обряда, которая приходилась кузиной саратовскому губернатору П.А. Столыпину.

В феврале 1907 года на частной аудиенции Папа Пий X подтвердил право митрополита Шептицкого заниматься проповедью и созданием епархий восточного (православного) обрядов на территории Российской империи и даровал последнему широкие полномочия. Шептицкий принял о. Алексея Зерчанинова в свою епархию и послал в Россию с апостольским заданием. Зерчанинов поселился на даче Ушаковой, родственниками которой были о. Николай Толстой и тайный униат М.Д. Жеребцов, занимавший высокий государственный пост. На мировоззрение Ушаковой оказало влияние близкое знакомство с княгиней Е.Г. Волконской. Ушакова считала себя русской православной и выступала за строгое сохранение православного обряда и духовности. Ушакова организовала богослужения восточного обряда в Петербурге на частной квартире. Благодаря заступничеству ее кузена премьера Петра Столыпина, синодальные власти не чинили им препятствий.

Митрополит Андрей верил в успех переговоров с ревнителями соединения церквей из числа высшего духовенства Греко-российской синодальной церкви и старообрядческих согласий. Он начал активную переписку со многими русскими иерархами. Старообрядческому епископу Иннокентию он писал: "Я всем сердцем русский православный, но только не из числа тех, которые повинуются светским людям в делах церковных; ибо пастыри, по слову Божию, должны управлять овцами, а не наооборот". В 1908 г. Митрополит Шептицкий тайно с чужим паспортом приезжал в Россию, где встречался с заштатными епископами Петром (Дуговым) и Трифоном (Туркестановым), известными своими филокатолическими взглядами. Оба иерарха словесно выразили горячее сочувствие идее сближения церквей, но практических шагов не предприняли.

К унии присоединился старообрядческий священник Евстафий Сусалев Белокриницкого согласия. Позже митрополит Андрей представил материалы о Белокриницкой старообрядческой иерархии на усмотрение папы, который признал ее действительность и благословил двоеперстие. В 1911 году на Полозовой улице в Петербурге открылся храм "старообрядцев, приемлющих общение с Апостольским Римским престолом", где служил о. Евстафий. В 1912 году на Бармалеевой улице была зарегистрирована первая православно-кафолическая (униатская) церковь, где службы совершались по греко-российскому обряду. Узнав об этом, Священный синод потребовал от МВД "принятия неотложных мер к недопущению римско-католической пропаганды в столице". Латинский митрополит Викентий Ключинский под давлением властей, несмотря на запрет Государственного секретаря Ватикана, благословил закрытие униатского храма. Викарный православный епископ Никандр пришел на униатское богослужение, проклял всех молящихся и указал полиции опечатать здание.

Перед мировой войной руководителем униатской миссии в России Шептицкий назначил священника Леонида Федорова (1979-1935), происходившего из петербургских ремесленников. Он присоединился к Католической церкви после 2-го курса православной духовной академии и продолжил учебу в Риме. Примечательно, что в 1907 году Федоров в Риме встречался с российским представителем С.Д. Сазоновым, который предложил ему организовать в России Русскую римско-католическую церковь. Федоров приехал в Россию перед самым началом I Мировой войны, где был сразу же арестован по подозрению в том, что является агентом главы украинских националистов митрополита Шептицкого и был сослан в Тобольск под надзор полиции.

После Февральской революции в Петрограде на I Русском греко-католическом соборе, происходившем под председательством митрополита Андрея, Федоров был избран Экзархом для католиков восточного обряда с возведением его в сан протопресвитера.

 
Воссоединительное движение
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017