|
В основе воссоединительного движение - примирение русского православия и
западного католичества через осуществление решений Ферраро-Флорентийского
вселенского собора, положившего "де-юре" конец разделению церквей.
Основоположником и вдохновителем воссоединительного движения в России является
философ Владимир Соловьев (1853-1900), происходивший из семьи известного русского
историка Сергея Михайловича Соловьева. Слушая лекции в Московском университете и
Духовной академии, он основательно изучил восточное и западное богословие. В1886
году он открыто признал истинными все догматы Католической церкви. Но Соловьев
искал единства Церкви не вне родного православия, как русские католики, в внутри
оного.
Он полагал, что пропасть между Востоком и Западом может быть упразднена без
отступничества и отказа от одинаково дорогих как для католиков так и для
православных традиций, освященных веками. Он считал что разделения церквей
формально не существует. " И так как в христианском мире есть только один центр
единства законного и традиционного, - следовательно, все истинно верующие должны
объединиться вокруг него", писал он своему другу Е. Тавернье.
Свои католические убеждения Соловьев отчетливо сформулировал в статье "Русская
идея", вышедшей в 1888 году в Париже по-французски. Преодоление духовного кризиса
русского православия он видел в воссоединении с церковью Вселенской во главе с
Верховным Первосвященником.
В 1887 г. Владимир Соловьев направил письмо римско-католическому епископу
Штросмайеру о путях достижения христианского единства. Копии этого письма были
переданы Папе Льву XIII и госсекретарю Ватикана. Папа одобрил основные положения
послания, но в то время какой-либо диалог между Римом и Синодом был, разумеется,
совершенно невозможным.
Будучи всем сердцем русским православным христианином, Соловьев полагал:
"1.-Русская религия, если понимать под этим термином веру народную и богослужение,
вполне православна и кафолична.
2.-Ложные и антикафолические учения, преподаваемые у нас в семинариях и духовных
академиях, не имеют характера обязательного для тела русской Церкви и ни мало не
затрагивают веру народную.
3.-Церковное управление в России, незаконное, схизматическое и подпавшее (lata
sententia) анафеме по третьему канону седьмого вселенского собора, - формально
отвергается значительной частью православной России (старообрядцами), и терпится
остальными поневоле и за неимением лучшего."
Исходя из этого он считал, что русскому православному излишне формально переходить
в католическую церковь. Однако, видя невозможность скорого соединения Восточной и
Западной церкви, Соловьев по выражению своей сестры М.С. Безобразовой, "соединил
их субъективно в себе" и в 1896 как член Греко-российской православной церкви тайно
присоединился к Католической церкви по византийскому обряду. Таинственность
объяснялось нежеланием неприятностей для священника о. Николая Толстого, бывшего
одним из его учеников. Под влиянием идей Соловьева, Толстой из гвардейских
офицеров поступил в Духовную академию, по окончании которой в1893 году
рукоположен в священники. На следующий год посетил Рим, где принес Папе Льву XIII
исповедание католической веры. За все это он подвергся лишению всех прав и
состояния, извержению из сана. За принятие Соловьева в католичество был вынужден
срочно бежать за границу.
Владимир Соловьев умер 31 июля 1900 года, перед смертью исповедовавшись и
причастившись у синодального священника, что дало о. Сергию Булгакову в 1925 году
на заседании Парижского религиозно-философского общества сказть, что на одре смерти
Соловьев принял благословение православной церкви, тем самым признав свое
заблуждение и возвратившись в лоно православия.
Католические же правоведы заявили, что будучи при смерти и не имея возможности
видеть своего священника, каждый католик может обратиться к православному
священнику. Этого желает сама Католическая церковь. Поэтому своим поступком
Соловьев показал не отречение от единства Католической церкви, а наоборот -
верность канонам, утвержденных папой. Не сказав о своем присоединению к
католической Церкви напутствовавшему его священнику, Соловьев не хотел вызвать
новых гонений на католиков в Росси со стороны государственно-церковной
бюрократии. На вопрос одного из своих учеников , почему он не обратился к одному из
польских или французских священников, Соловьев отвел: "Вы молодой человек, Вам
легко оторваться от родных традиций, А я подожду, пока в Москву приедет
какой-нибудь русский католический священник.." В то время было всего 2 русских
униатских священника: о. Николай Толстой был в изгнании , а Алексей Зерчанинов в
заключении. Соловьев был похоронен в Новодевичьем монастыре по православному
обряду рядом с могилой отца. В 1910 году о. Николай Толстой в "Московских
ведомостях" официально заявил о присоединении Владимира Соловьева к
Католической церкви, что вызвало шок в кругах религиозной интеллигенции, многие
представители которой считали себя "последователями Соловьева". В N 8-12 (декабрь)
1927 в журнале "Китеж", издающемся в эмиграции было опубликовано факсимиле "Акта
о присоединении Владимира Соловьева к Католической церкви, подписанное
священником Н. Толстым и двумя свидетелями Е.В, Долгоруковой и Д.С. Новским, что
положило конец спорам о католичестве Соловьева.
|
|