После Ферраро-Флорентийского собора попытки Рима наладить отношения с Москвой
столкнулись с сопротивлением со стороны польского короля и местной латинской
иерархии. Польское государство осознавало себя форпостом западной цивилизации
перед лицом восточного деспотизма (т.е. русского царизма) и язычества (т.е.
православия).
Сомневаясь в том, действительно ли московиты христиане, польские епископы
требовали повторного крещения от православных при переходе в римское
католичество. Лишь неоднократное вмешательство Римского престола запретило
перекрещивание. В польских богословских трудах и документах православные церкви
часто назывались "синагогами"(как у иудеев). Но и московиты не отставали от поляков
и называли латинские храмы "божницами" (как у язычников) и тоже перекрещивали
латинян при их переходе в православие. Московские государи рассматривали
восточнославянские земли в составе Речи Посполитой, как свою законную вотчину.
Соперничество между Польшей и России вылилось в поддержку Польшей самозванца
Лжедмитрия.
Когда Григорий Отрепьев провозгласил себя наследником московского престола
Дмитрием Иоанновичем, то получил поддержку некоторых латинских иерархов и
папского нунция в Варшаве. Лжедмитрия принял в католичество о. Каспер Савицкий
ОИ в 1603 г., хотя некоторые иезуиты сомневались в законности его притязаний на
московский престол.
Когда в 1605 г. Лжедмитрий I торжественно въехал в Москву, в числе его свиты
находилось двое иезуитов: оо. Николай Цировский и Георгий Лавицкий, которые
служили капелланами при польском отряде, сопровождавшим самозванца. Оба они
присутствовали при коронации Лжедмитрия по православному обряду в Успенском
соборе. Иезуиты как не стремились, не могли принять сколько-нибудь деятельного
участия в политике, ибо самозванец был постоянно окружен боярами, не отпускавшими
его от себя ни на шаг.
Вместе с тем, Лжедмитрий никогда не открывал подданным своего тайного латинства.
Самозванец обещал латинянам утвердить позиции Католической церкви в России,
построить несколько храмов и монастырь для иезуитов, но обещаний своих не сдержал.
В мае 1606 г. после расправы москвичей со Лжедмитрием I иезуиты бежали Польшу.
После изгнания интервентов, окончания Смутного времени и воцарения дома
Романовых в 1613 въезд латинскому духовенству был запрещен. Патриарх Филарет
Никитич, полагая, что все православие вне Московского государства заражено и
совращено латинством распорядился совершать повторное крещение и рукоположение
для киевских православных священников, желавших служить в Москве.
В 1627 году король Франции предложил заключить торговый договор с Россией и
открыть в Москве латинский храм, то получил отказ. В 1659 г. в Москву, желая
поступить на государственную службу , приехал католический священник о. Юрий
Крижанич (1618-1683) из Хорватии, образованнейший человек того времени, поборник
соединения церквей. Он был принят на государеву службу для составления славянской
грамматики и латинско-русского словаря, но по доносу был арестован и 15 лет провел в
ссылке в Тобольске. Лишь после смерти царя Алексея Михайловича о. Юрий был
освобожден. Больным и немощным он отправился в Вильно, где в доминиканском
монастыре написал труд "История Сибири". Погиб под Веной во время защиты ее от
турецкого войска, будучи капелланом польского отряда. Идеи Крижанича о единстве
Церкви, как залога славянского единства не были поняты его современниками, позже
схожие мысли высказывались славянофилами.
|