|
|
Христианство у нас с 988
года. А Рим через
"непосредственное
рукоположение", без единого
перерыва, существует от
распятого апостола Петра:
В.В. Розанов "Около церковных стен" |
Отвержение постановления Вселенского Ферраро-Флорентийского собора канонически
поставило Русскую церковь в положение раскольнической. Самостоятельное
провозглашение автокефалии в 1448 году усугубило схизму. Необходимо было
богословски осмыслить создавшееся положение.
В Новгороде составляется "Сказание о белом клобуке", который давался
Константинопольскими патриархами новгородским архиепископам в награду. Сказание
объясняло в легендарной форме почему архиепископ Новгородский носил клобук белого
цвета, а не черного, как другие епископы. По мотивам сказания, вначале клобук носили
папы римские. После отпадения папства в ересь, клобук, как знак первосвятительской
власти, чудесным образом переместился в Константинополь. Позднее, после
совращения последнего в унию с латинянами, клобук не менее чудесным образом
перешел в Новгород к тамошним архиепископам. Смысл: Новгород - столица мирового
христианства.
На самом же деле, головные уборы цилиндрической формы(появившиеся в
Константинополе под влиянием турок) римские епископы никогда не носили. Белый
цвет клобука объяснялся тем, что многие новгородские владыки избирались народом из
белого вдового духовенства, а не из монашествующего черного духовенства, как
повсюду на Востоке.
В этом художественном произведении можно заметить зарождение идеи Третьего Рима.
В Псковском монастыре старец Филофей составил 1523 году письмо к государю
Василию III, где пророчествовал о том же духе, что центр мирового христианства
переместился из Рима через Константинополь в Москву. Москва - третий и последний
Рим, четвертому не бывать. Созидание Третьего Рима стало навязчивой идеей русской
церковной истории до сего дня. В действительности можно лишь говорить о падении
Второго Рима, Константинополя (ныне Стамбула), где ныне осталась лишь одна
действующая церковь с 5 000 номинальных прихожан. Юрисдикция Первого Рима
распространилась на большую часть обитаемой территории, Папство продолжает
обладать высоким мировым авторитетом, архиепископ Римский рассматривается
многими как лидер мирового христианства и властитель дум миллионов христиан.
Папские определения в вопросах морали весьма волнуют современное западное
общество. Нравоучительные выступления, к примеру, Архиепископа
Кентерберрийского в Великобритании или уважаемого Патриарха Алексия в России,
практически проходят незамечеными.
|
|