Россия и Католическая Церковь
Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки Гостевая книга

 
 

Дипломатические контакты Апостольского престола
с Московскими государями

Российское государство и латинство
 

В 1472 году в Соборе Св. Петра в Риме состоялось бракосочетании по латинскому обряду греческой принцессы Софьи Палеолог, наследницы византийского императорского дома через доверенное лицо с московским князем Иваном III. Кортеж Великой княгини отправился в Москву в сопровождении папского легата (полномочного представителя) епископа Аячского Антония Бонумбре. Митрополит Филипп I (+ 1473) заявил, что покинет город, если латинский епископ войдет туда с преднесением легатского креста. Бонумбре отказался от этой церемонии , но его переговоры с Иваном III о союзе против турок и церковном единстве не принесли результатов. Взаимоотношения с Западом свелись к тому, что Иван III пригласил в Москву итальянских архитекторов для возведения кремлевских храмов и башен.

В 1513 году на Латеранском соборе епископы Католической церкви обратились к христианским государям с призывом сплотить силы против турецкой угрозы. К московскому князю был направлен папский посланник Пизо для вручения официального обращения , а также для примирения его в войне с Речью Посполитой. Однако, польский король Сигизмунд после победы под Оршей в 1514 г. отказался от папского посредничества и воспрепятствовал проезду посла в Москву. Не достигли цели посольства Шенберга в 1518 и Феррери в 1519 гг.

Большего успеха добился генуэзский купец Паоло Чентурионе, который передал Василию III папское послание и привез в Рим ответ. В апреле 1525 г в Рим отправилось посольство Дмитрия Герасимова, которое пробыло там несколько месяцев.

В 1526 г. к Василию III, как сообщается в Никоновской летописи, приезжал с посольством от Папы епископ Скарский Иоанн Франциск. Все эти представительства главной целью ставили создание общеевропейской коалиции для войны против агрессивной Османской империи. Кроме того, на переговорах также шла речь о восстановлении единства Западной и Восточной церкви под Папским руководством, подписанного на Ферраро-Флорентийском соборе. В связи с тем, что направление главного турецкого удара приходилось в то время на Западную Европу, а не на Русь, великие московские князья, проявляя большую рассудительность и осмотрительность, не дали втянуть себя в чуждую национальным интересам политику и сохраняли свой особый русский путь.

Иван Грозный вел войну с Польшей и обратился к папе Григорию XIII за посредничеством в заключении мира с с этим государством. Для переговоров с царем в 1581 году в Москву отправилось посольство во главе с иеромонахом Общества Иисусова (ордена иезуитов) о. Антонием Поссевино. Беседы между Иоанном Васильевичем и Поссевино длились очень долго и затрагивали, главным образом, политические вопросы. Не удалось добиться разрешения на закладку латинских храмов для католиков живших в Москве, хотя протестанты к тому времени уже построили кирху в Немецкой слободе на Яузе. Грозный упрекал латинян во всех смертных грехах , особенно за стрижение бороды, а папу ,в частности, за ношение туфель с изображением креста и за то, что последний не живет апостольскому учению. Иван Грозный по своему усмотрению ставивший, низлагавший и каравший епископов не мог допустить над собой какой-либо не подчиненной ему церковной власти. Посольство Поссевино добилось лишь заключения мирного договора между Польшей и Московией, что положило конец осаде Пскова войсками Стефана Батория.

В конце XVI в. в Астрахани был основан латинский приход, которые долгие десятилетия был единственным в Московском государстве

 
Российское государство и латинство
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017