|
18 августа 1438 г. В итальянский город Феррару на Вселенский собор прибыли
представители Русской церкви: киевский митрополит (с резиденцией в Москве) Исидор,
епископ Суздальский Авраамий со своим священником Симеоном, архимандрит
неизвестного монастыря Вассиан, княжеский посол тверской дворянин Фома и
множество сопровождающих. Обоз русской делегации состоял из двухсот коней,
который вез товары, необходимые для содержания путешествовавших.
После многочисленных заседаний 5 июля 1439 года во Флоренции в церкви Санта
Мария Новелла 116 латинскими иерархами во главе с Папой и 33 восточными
предстоятелями было подписано соглашение о воссоединении церквей. Постановление
собора до сих пор хранится в Городской библиотеке Флоренции, причем подпись
суздальского епископа Авраамия выглядит ярче всех остальных. Это дало повод
русскому историку С. Шевыреву в 1841 году усомниться в ее подлинности. Однако
палеографы дали простое объяснение: подпись Авраамия выполнена кисточкой и тушью
(китайская техника, распространившаяся на Руси через монголов), в то время как
подписи осталь ных участников сделаны чернилами, которые со временем выцветают.
Через два месяца после подписания акта соединения русская делегация отправилась
домой. Через полтора года, достигнув литовско-московской границы, митрополит и
кардинал Исидор объявлял в каждой епархии о состоявшемся соединении. Единение с
Римом было признано в Киевской, Брянской, Смоленской, Полоцкой, Луцкой,
Туровской, Владимиро-Волынской, Холмской, Пермышльской и Галицкой епархиях.
Исидор прибыл в Москву 19 марта в третье Воскресение великого Поста
(Крестопоклонная неделя), и вначале не встретил там ни сочувствия, ни одобрения.
Была отслужена литургия, где поминался в числе других иерархов Папа Римский.
Летописные записи составленные многими годами спустя повествуют о том, что на
третий день после приезда митрополит Исидор был арестован Великим князем
Василием II и заключен в монастырь, откуда ему удалось бежать в Тверь и далее в
литовские епархии своей митрополии.
Интересным историческим источником является т.н. "Исхождение Авраамия
Суздальского на восьмый собор с митрополитом Исидором в лето 6945",
принадлежность которого Авраамия для многих исследователей несомненна. Документ
дошел до нас во фрагментах, главные части утрачены. Автор доносит до нас не только к
доброжелательность к католической идее, т.е. к единой Всемирной церкви во главе с
Папой Римским, но и симпатии к западному, латинскому миру. В римо-католиках он
видит собратьев во Христе.
Второй источник: "Инока Симеона, иерея суздальского, повесть, как римский папа
Евгений составил осьмый собор со своими единомышленниками", созданный
приблизительно 20 лет спустя в монастырской тюрьме членом русской делегации
иеромонахом Симеоном содержит множество художественных элементов и
фактических неточностей. Из этого публицистического произведения была почерпнуто
известие о насилиях митрополита Исидора над Авраамием Суздальским, которое
другими источниками не поддерживается. В 1448 г. Русская церковь официально
прерывает общение с Католической через решение об автокефалии.
|
|