|
Проповедники христианства приходили на Русь не только из Византии и Болгарии, но
из Западной Европы.
В второй половине XI в. в Новгород прибыл Антоний Римлянин, основавший близ
города монастырь. Он стал родоначальником монашеской жизни Новгородской земли. В
его житии, составленном в позднейшее время говорится, что он был родом из Рима,
приплыл на камне в Новгород из-за гонения на православие (несомненно легендарные
мотивы).
Современные исследователи полагают, что скорее всего он был ирландским монахом,
среди которых в то время существовало духовное тяготение к паломничеству на материк
с целью проповеди Христа. Мотив путешествия на скале или камне часто встречается в
житиях ирландских подвижников того времени. Прозвище "Римлянин" несомненно
указывает на его латинский обряд, ибо новгородские летописцы часто называли
"римлянами" всех западных европейцев: немцев, шведов и т.д.
У юродства на Руси также западные корни. Первый святой юродивый на Новгородчине
Прокопий Устюжский , живший в XIII в. был родом "от западных стран, от латинского
языка, от немецкой земли", как говорится в его житии. Вначале он пришел в Новгород,
который в те годы был широко открыт Западу. В нем было 2 латинские церкви: Св.
Петра и Св. Олава, а также улица Пискупли (наиболее возможная этимология: "улица,
на которой жили латинские епископы"). Из Новгорода он перебрался в Устюг, где
прикидывался дурачком, спал нагим на церковных папертях, ночами молился за город и
за людей, пищу принимал только от бедных. Его били, изгоняли, но под конец жизни
стали уважать. Канонизировали в 1547 году.
Блаженный Исидор Ростовский (ум. в 1474 г.) также оставил родную западную страну и
пришел на Восток , где терпел многое поношение и побои от злых людей , с терпением
переносил и зимнюю стужу и летний зной , странствовал, дошел до Ростова, где и
преставился. Последний западный юродивый - Иоанн Власатый, скончавшийся в
Ростове в 1580 г. Среди оставшихся его реликвий до революции в Ростовском соборе
сохранялась латинская псалтырь, по которой он молился. Подобный тип
подвижничества сродни францисканству на Западе. Вероятно, эти юродивые чем-то
подражали "беднячку из Ассизи" и его меньшим братьям. Этих подвижников, которые
были латинянами по происхождению, никто никогда не принимал в православие, ибо в
ту эпоху римское христианство воспринималось на Руси как вполне истинное и не
искаженное (т.е. православное).
|
|