|
Католик я. И знаю, что отныне
Мне в этой вере жить и умирать,
Храм католический моя святыня
И Церковь Католическая - Мать.
Из Самиздата
Русь с времени своего возникновения была открыта многим религиям. С принятием
киевским князем Владимиром византийского христианства государственной религией,
оно стало определяющим фактором истории восточнославянских народов. Но со
времени крещения, на территории современной России присутствовало латинское
христианство, имеющее своим духовным центром Римский апостольский престол.
В русской литературе римское христианство зовут католичеством, а византийское
величают православием. В серьезных богословских трудах Русская церковь именует себя
Восточной Греко-Российской Кафолической церковью. В целях разграничения было
изобретено особое русское произношение прилагательного "каq олический": по
отношению к Востоку следовало выговаривать "ф", а к Западу "т" ( в украинском языке
такое разночтение отсутствует). Впрочем Западная церковь в Римской Мессе называет
своих верующих "православными исповедниками". До второго Ватиканского собора в
молитвенниках пояснялось, что имеются в виду "истинно православные", т.е.
римо-католики.
Православных христиан, имеющих византийский обряд, но признающих Папу Римского
главой Вселенской церкви, называют "униатами"(т.е. соединенными православными), а
также "греко-католиками", "православными католиками", "католиками восточного
обряда." Про них говорят, что они еще не католики, но уже и не православные; "свои
среди чужих, чужие среди своих". Но тем не менее, если христиане признают
учительство и пастырскую власть Римского папы, принимают таинства у
установленной им иерархии, то они являются действительными членами Католической
церкви, о взаимоотношении которой и нашей родины России пойдет речь в этом
очерке.
|
|