Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Князь Самуил Шайсупов выдвинул против Никона дополнительные обвинения в злоупотреблениях. Он утверждал, что Никон раздевал больных женщин догола, «будто для осмотру больных язв» [Там же: 350]. Возможно, Самуил засвидетельствовал это сам; он обращался к Никону за лечением. А может

Религиозные культуры у православных славян

129

быть, слышал об этом от своей крепостной девки Анны, которую Никон избавил от «забытой болезни» [Там же: 371; Белокуров 1888: 92]. Если верить Самуилу, Никон говорил больным, что «надобно освященным маслом все уды помазывать; а в тайной де уд, где животворящим крестом не заграждено и маслом не помазано, бес вселяетца» [Там же: 350-351]. Никон утверждал, что «болных де жонок и девок до стыдных мест не обнаживал и стыдные места не помазывал», и его диакон Мардарей подтвердил эти показания. Вместо этого, по утверждению Никона, он давал женщинам освященное масло и говорил им, чтобы они сами смазали им себе больные места [Там же: 371, 377-378]. Но он не дезавуировал сам принцип, согласно которому демоны болезни должны быть изгнаны из всех частей тела. Во внецер-ковных молитвах, которые использовали для лечения в этот период, часто перечисляли все части тела, чтобы изгнать из них болезнь, но в молитвах об изгнании дьявола в Требнике Никона таких перечислений не было 18.

Никон настаивал на том, что деревенская девушка, о которой доносил Ивашко, умерла от одержимости бесами, «а не от ево опойства и лекарства» [Там же: 370]. Он отрицал, что когда-нибудь лечил больных с помощью трав, а Мардарей и другие приближенные Никона свидетельствовали в его пользу. Однако Мардарей также подтвердил, что он купил для Никона различные лечебные травы, когда был в Москве [Там же: 377]. Хотя среди сорока книг, имевшихся у Никона в Ферапонтовом монастыре, не было сочинений медицинского содержания, в 1658 г. он поручил Епифанию Славинецкому (ученому-филологу, который переехал из Киева и был сведущ в западной интеллектуальной традиции) перевести медицинский трактат Андреаса Везалиуса19. Если Никон лечил своих пациентов медицинскими средствами, то это бы объяснило утверждения о его пьянстве: лекарства часто размешивались в вине или водке 20.

Царские следователи проявили особый интерес к тому, какими именно медицинскими средствами пользовался Никон и где он этому научился. Использование лечебных трав в Москве XVII в. строго контролировалось. Аптекарский приказ ведал сбором, заготовкой и перевозкой трав. Даже простое хранение неидентифицированных трав вызывало подозрение,


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017