Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

В мае 1676 г. новый царь Феодор Алексеевич и тогдашний патриарх Иоаким назначили расследование деятельности Никона в Ферапонтовом монастыре, ибо он «вместо смирения показал гордость и вместо покорения противность» [Дело о патриархе Никоне 1897: 343]. Среди других преступлений Никона обвиняли в том, что он продолжает именовать себя патриархом, поддерживает сношения с бандами Стеньки Разина, застрелил баклана, который поселился на его рыбных прудах (Никон был страстным рыболовом), и избивал монастырских служек [Там же: 344-351]. Деятельность Никона как целителя привлекла особое внимание следователей. Они задавали вопросы:

128 Религиозные культуры у православных славян

В которое время и каким образом Христово явление тобе было и Ево та чаша како дадеся и где у тебя та лекарственная чаша ныне? и той чаши мужеск и женеск пол каким лекарством лечил? и кто тебя тому лекарству учил? И прислал ты в прошлом году... к великому государю... роспись, будто ты многих людей мужеска и женеска полу лекарствы излечил; а из многих людей, которых ты в росписи своей написал, будто излечил, после явилось, что многие люди померли от того, что ты их запоил напитки пьяными до смерти [Там же: 354-355].

Из этих вопросов очевидно, что в XVII в. официальные лица, включая духовенство высокого ранга, принимали без сомнения реальность видений и сакрального целительства. Однако они были скептически настроены по отношению к уверениям Никона, что он в силах воспользоваться ими.

Следствие получило достаточное число показаний, чтобы выдвинуть обвинение против бывшего патриарха. Ивашка Кривозубов, монастырский служка, которого Никон избавил от одержимости бесами, а потом и выгнал за воровство, донес, что двадцатилетняя деревенская девушка выпила лечебное средство Никона и от этого умерла [Там же: 349, 371; Белокуров 1888: 94]. Игнатий Башковский «сказал, что от Никонова лекарства помирали многие, а никого не объявилось, чтоб излечились» [Белокуров 1888: 89, 95]. Однако женщины йз семьи Игнатия были среди приверженцев Никона. Он вылечил молодую дочь Игнатия Марию от бессонницы и одержимости бесами, а другую родственницу Ксению (возможно, замужнюю дочь) — от слепоты. Его ключница Киликея обратилась к Никону за советом, потому что Игнатий «живет с нею блудно». Игнатий обвинил Никона в том, что тот заплатил Киликее за прелюбодеяние, и несколько других свидетелей также утверждали, что Никон назначал свидания их женам. Тем не менее Никон настаивал на том, что он помогал им только лечением, советом и подаянием [Там же: 350-351,372-373].


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017