Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

7,5 — 10448

130

Религиозные культуры у православных славян

как в случае с Дмитрием Володимеровым, воином-служителем патриарха. Травы, найденные у него на сеновале, были посланы в Аптекарский приказ для исследования [Новомбергский 1905: 60-61]. Присущая травам сила исцелять или приносить зло имела не только биохимический, но и духовный характер. Одно из распоряжений Приказа предписывало, как нужно сушить травы, чтобы из них не вышел «дух» (запах, эфирные масла или что-нибудь менее материальное?). Подобный же указ предписывал собирать травы в день Рождества Иоанна Предтечи, когда их целительная сила якобы будет наибольшей [Материалы для истории медицины 1883/2: 274-275; вып. 3, 716]. Сборники исповедных вопросов предостерегали сельских жителей от греха собирания трав и корней на Рождество Иоанна Предтечи и от того, чтобы они сами освящали воду (для придания ей профилактических свойств) в день Богоявления [Алмазов 1894:170]. Чтобы травы принесли вред или пользу, их даже не обязательно было принимать внутрь. Когда множество женщин, мужчин и детей в Л ухе в 1658 г. страдали от приступов истерического крика, расследование выяснило, что они были околдованы с помощью трав, корней и соли, разбросанных на улицах вне их домов. Преступником, разоблаченным посредством допроса и пытки, оказался местный народный целитель, мужчина [Новомбергский 19066: 123-124; КтуеЬоп 1991:76-78].

Примеры, подобные случаю со знахарем из Луха, можно многократно умножить. Народные целители были особенно уязвимы для обвинений в том, что они использовали травы и заговоры, чтобы причинить своим пациентам вред вместо помощи. В 1651 г. человек, которого не смогла излечить знахарка Агра-фена Илюшкина, выдвинул против нее обвинения, но даже тогда она утверждала, что «от тое де травы... Бог и помиловал» ее саму и других болящих [Новомбергский 1907: XXXVIII-XXXIX]. Однако и церковные целители могли подвергнуться таким же обвинениям, как мы это видели в случае с патриархом Никоном. Это могло случиться и с иностранными медиками из Аптекарского приказа. Сила Потемкин выдвинул обвинение против доктора Николая Грека, утверждая, что тот вызвался вылечить его больные тестикулы, а вместо этого его «ис-

Религиозные культуры у православных славян

131

портил и изувечил». Служащие приказа обследовали Силу и нашли его в добром здравии, так что доктор Николай был оправдан и получил изрядную 60-рублевую плату [Материалы для истории медицины 1883/2: 526-530].


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017