Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Западную медицину, импортированную в Россию в этот период, вынудили приспособиться к этой бинарной схеме 6. Русские историки характеризуют ее как родственную традиции на-

124

Религиозные культуры у православных славян

родного врачевания, но еще более научную и эффективную. С целью доказать, что западная медицина — источник прогресса для русского народа, исследователи игнорируют и ее сверхъестественные элементы, и ее связь с московским государственным аппаратом. Но ведь западная медицина поддерживалась государством. Правительство приглашало врачей из Европы таким же образом, каким оно привлекало западных наемников, и с той же целью — чтобы русская армия могла противостоять европейским. В соответствии с возрастающей бюрократизацией Московского государства было основано специальное учреждение, Аптекарский приказ, чтобы надзирать за западными врачами и их русскими коллегами, а также за распределением лекарств. В то же время государство продолжило укреплять духовное це-лительство русской православной церкви путем канонизации новых святых-чудотворцев [Bushkovitch 1992: 74-127].

Эта историографическая традиция внесла важный вклад в понимание религиозной и медицинской культуры в России в период до Нового времени. Исследователи разыскивали и публиковали источники по истории медицины и привлекли внимание к реальным зонам конфликтов, основанных на классовых и тендерных различиях. Но они игнорировали собственную христианскую идентичность народных целителей и людей, которых они обслуживали, а также сходства во взглядах на болезнь между церковными целителями, народными знахарями и западными докторами 7. Кроме того, эта историографическая традиция принимала без сомнений превосходство научной медицины и неэффективность духовной терапии. Однако медицинские антропологи побудили нас относиться с осторожностью к нашей склонности оказывать предпочтение западным концепциям болезни и недавние исследования «эффекта placebo» отчасти объяснили, каким образом духовные формы терапии вызывают значительные физиологические и психологические эффекты 8.