Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Ничто в этом сообщении не отличается от традиционного сверхъестественного лечения физических или психологических немощей. О пьющих персонажах в описаниях чудесных

117

исцелений часто определенно говорилось, что они страдают от «недуга»20. Выражения, которые характеризовали болезненное состояние пьяниц, совпадают с теми, которые описывают другие заболевания, ведь умопомешательство и вселение демонов были характерны не только для пьяниц. То, что многие болезни приписывали козням злых духов, не означало, что больные обязательно воспринимали болезнь как наказание или что они были недостойны получить чудесное исцеление от святого.

Тот факт, что пьяниц в рассказах о чудесах ожидает исцеление, еще более наглядно оттеняет суровое осуждение тех, кто употребляет табак. Хотя женщины, свидетельницы чудотворных сил иконы Спаса из Красного Бора, проклинали равным образом и пьянство, и курение табака, тем не менее курильщики, которые тоже надеялись на излечение, все же были отвергнуты в отличие от пьяниц. Дьякон Василий Молоков курил, и в результате его лицо раздулось и он ослеп. Он пришел с покаянием в Красный Бор, но не обрел исцеления. Другой курильщик, который совершил паломничество к иконе в следующем году, был брошен на землю и убит какой-то невидимой силой 21. Поскольку рассказы о чудесах, как определенный жанр, описывают удачные исцеления, постольку изображение курения табака как непростительного греха производит сильное впечатление.