Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Не одни только робкие монахи поднимали свой голос против неподобающего пьянства, утверждая, что они получили послание с небес. Женщины обычно не решались критиковать поведение мужчин и, однако они могли сделать это, когда вера их к тому побуждала [Anderson 1995]. В рассказе о чуде Страстной иконы Богородицы Екатерина, жена красильщика, имела видение, которое подвигло ее на публичную проповедь. Хотя сначала она отказывалась, говоря: «О госпоже, стыжуся ити в миръ и поведати; жена есмь грешна, и в мире меня не по-слоушаютъ», Богородица настаивала и угрожала ей, пока она не согласилась. Послание, которое Богородица хотела передать через Екатерину, предписывало праведное поведение в миру: соблюдать посты и праздники, любить своего соседа и воздерживаться от ненависти, зависти, похоти и пьянства12. Подобным образом именно женщинам первым явилось видение от образа Спаса Нерукотворного в Красном Бору, заставившее их разгласить чудо. Спас явился проскурнице Варваре, приказав ей: «Же-но, слыши и внушай глаголы моя, яко же глаголю тебе. Сия проповеждь вернымъ человекомъ, иже доволни будут и иных научити, за свидетелству же и возглаголи священникомъ и при-четникомъ церковнымъ и всемъ людемъ во услышание». Вскоре после этого две другие женщины, Акилина и Фекла, имели по

Чудеса пьянства: «хмельное питие» в русской агиографии..,

115

отдельности видения Богородицы, которая приказала им проповедовать почитание иконы из Красного Бора и праведное поведение: молитвы, милосердие, покаяние и целомудрие, а также воздержание от матерной брани. Алкоголь и табак занимают ключевое место в наставлениях Богородицы: «Среди же и пя-токъ во все лето честно сохраняли не обьядениемъ и пиянст-вомъ и иными козлогласовани, и матерны бы отнюд не бранились неподобною тою бранию. И в церковь пьяни сами не ходили, и инымъ пьянымъ хотящимъ внити возбраняли, и травы глаголемыя табаку отнюдь бы не держали и пити ея не велели, понеже сие дияволя прелесть есть, на пагубу душамъ человече-скимъ». В то время как женщины передали общие наставления о запрете пьянства, Спаситель приказал мужчине Борису передать запрет продавать пиво и вино у входа в церковь 13.

Если женщины возглавили движение за трезвость в современных западных странах, то это потому, что они часто видели себя жертвами мужского злоупотребления алкоголем. Хотя свидетельства и скудны, все же создается впечатление, что и русским женщинам ХУ-ХУП вв. тоже доводилось выступать в подобной роли. В одном рассказе из цикла чудес Макария Желто-водского описывается безнадежное положение жены горького пьяницы. Елена, добродетельная и благоверная женщина, почитающая св. Макария, терпела избиения мужа, который даже, случалось, забрасывал ее камнями, и наконец ее страдания стали непереносимыми. Вместо того чтобы развестись с ним 14 или отправить его в заточение в монастырь, она пришла в отчаяние и решила покончить с собой, бросившись в колодец. Только появление св. Макария удержало ее от этого шага. Хотя святой, по-видимому, и не защитил Елену от мужа, он все же дал ей мужество вернуться к нему и пересказать свое видение 15.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017