Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

См., например, исследование перечня датских святых в русской молитве, предпринятое Джоном X. Л индом [Lind 1990].

[Halpern, Foley 1978: 903-924]. Филолог-классик Милман Перри использовал исследования сербскохорватской эпики, чтобы создать свою теорию развития и сохранения гомеровской поэзии. Он утверждал, что большое количество ритмизованных и аллитерирующих поэтических полустиший, которые создавались на протяжении многих поколений, образовали совокупность форм, которыми легко мог воспользоваться эпический певец. Хотя теория Перри еще вызывает дискуссии среди специалистов по Гомеру, она уже привлекла интерес исследователей

106

славянских заговоров и англосаксонских заклинаний. См.: [Foley 1981]. Я благодарна моему отцу профессору Саулу Левину, который познакомил меня с современным состоянием вопроса о теории Перри.

5 [Burke 1978, 73]. Гарри Маркер показывает, что в Московии было издано громадное число молитвенников, но все же считает, что грамотность среди мирян была исключением. См.: [Marker 1989].

6 [Алмазов 1900: 39-40; Алмазов 1901а: 11-27, 31-33]; см также: [Каратыгин 1877: 441].

7 Карен Луиз Джолли описала подобную ситуацию в своем исследовании англосаксонских народных молитв; я весьма обязана ее проницательности. См. ее статьи: [Jolly 1985; Jolly 1989]. Концепция Джолли весьма привлекательна из-за ряда сходств в условиях Англии XI в. и России XVII в. Обе страны к названному времени формально уже были христианскими в течение нескольких веков. Обе имели- опыт объединения, гражданской войны и иностранного вторжения. В обеих странах шел процесс централизации государственной власти. Наконец (что наиболее существенно для этого исследования) основная масса приходов уже имела своих священников, хотя последние разделяли со своими сельскими прихожанами их происхождение, нужды и надежды. Об очевидных параллелях между англосаксонскими и славянскими заклинаниями см.: [Foley 1981: 71-92].

8 Я использую термин «магический» в том смысле, как его употреблял Кейт Томас [Thomas 1971].

9 Цитаты из [Алмазов 1901а: 11] (о нежите говорится в нашей статье далее) и [Срезневский 1913:486].

10 Рональд К. Финукэн отмечает подобную двойственность магического и религиозного лечения в средневековой Англии [Finucane 1977:62-64].

11 О пересечении высокой и низкой религиозных культур см.: [Bernshtam 1992: 34-47]. Исследователи западноевропейской культуры приходят к сходным результатам. Ср.: [Burke 1978: 23-64; Гуревич 1990; Davis 1982: 321-341]. О проблемах, связанных с концептом двоеверия как характеристикой народной культуры средневековой России, см.: [Levin 1991а] <наст. изд. С. 11-37>.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017