Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Религиозное брожение в среде духовной и светской элиты в середине XVII в. изменило официальное отношение к религиозности мирян. По мере того как официальное православие становилось под влиянием вдохновленного иезуитами интеллектуализма более осознанным и менее терпимым к магии, увеличивался разрыв между церковными и мирскими практиками молитвы. Исправление молитвенных книг при патриархе Никоне и его преемниках вывело традиционные фольклорные молитвы за пределы канона или, быть может, вытеснило их в обиход старообрядцев. Элита, включая окончивших семинарию приходских священнослужителей последующих поколений, стала осмеивать как невежд, язычников и суеверов необразованных мирян, которые оставались приверженными старому пониманию христианской веры. Современные исследователи не должны повторять ту же ошибку.

Пер. А. Л. Топоркова

105

Первая публикация:

Levin Е. Supplicatory Prayers as a Source for Popular Religious Culture in Muscovite Russia // Religion and Culture in Early Modern Russia and Ukraine / Ed. by S. H. Baron and N. S. Kollmann. Nothern Illinois University Press, 1997. P. 96-114.

Примечания

О целях, с которыми произносились русские заговоры, см.: [Елеон-ская 1917]. Е. Н. Елеонская отмечает некоторые различия между заговорами XVII и XX вв. См. также классическую монографию С. В. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила», недавно переизданную (М., 1989), и работы: [Ivanits 1989; Conrad 1989].

Я основываю свое исследование на молитвах из следующих публикаций: [Алмазов 1896; Алмазов 1900; Алмазов 1901; Блохин 1889; Яворский 1915; Каратыгин 1877; Майков 1869; Порфирьев 1891; Соколов 1872; Срезневский 1913; Сырку 1883; Тихонравов 1863: 351-360; Зен-бицкий 1907]. Я использовала также следующие старопечатные книги: Требник (Киев, 1606; KSC, 49); Требник (М., 1637; KSC, 127); По-требникмирской (М., 1639; KSC, 136); Потребник (М., 1651; KSC, 191); и рукописные сборники: HRL, Uppsala 44 (Молитвенник, 1690-е гг.); РГБ. Ф. 199. Собрание Никифорова. №30 (Требник с номоканоном, XV в.; вероятно, из какого-то монастыря); РГБ. Ф. 310. №58 (Служебник, XVII в.); РГБ. Ф.412. Собрание Г. М. Залкинда. № 110 (Собрание духовных стихов, XVII в.); РГАДА. Ф. 196. Собрание Мазурина. № 312 (Требник, XV-XVI вв.); РГАДА. Ф. 196. № 1447 (Сборник, XVI в.). Хотя заговоры и апокрифические молитвы доныне бытуют в русской деревне, я пользуюсь только материалами Московского периода русской истории. Тексты, записанные от деревенских жителей позднее, в силах помочь нам лучше понять культуру XVII в., и все же они могли сложиться и в более позднее время.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017