Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Просительные молитвы содержат значительное количество информации о народных религиозных представлениях Московской Руси. Элементы высокой культуры спускались вниз и проникали даже к крестьянам изолированных сельских сообществ; представители элиты, включая высшее духовенство, принимали участие в народных обрядах. Бояре обращались за помощью к народным целителям, которые пользовались травами и заговорами; крестьяне сообщали властям о случаях колдовства. Миряне не сомневались в своей христианской идентичности, но уровень их познаний о вере весьма различался. Некоторые молитвы свидетельствуют о глубоком знании Библии и церковной книжности; другие отражают только весьма поверхностное знакомство с набором канонических сюжетов и персонажей. И все-таки миряне вполне осознавали себя христианами, чтобы составлять свои собственные молитвы и сочинять осмысленные сравнения и образы. Их молитвы сочетали элементы христианского происхождения и языческой мифологии; они также отражали базовую магическую концепцию сверхъестественной силы. Миряне верили в то, что проблемы этого мира — будь они физические, ментальные или социальные — могут быть решены путем привлечения аналогий из иного мира, в котором та или иная проблема уже имелась ранее и была решена с помощью молитвы. Сила природных субстанций могла возрасти, если они были приготовлены с надлежащим ритуалом и произнесением сакральных фраз, обычно заимствованных из христианской литургии.

104

Хотя мирские молитвы часто произносились механически и были наполнены реалиями, далекими от православия, их объединяет с церковными молитвами один и тот же взгляд на роль сверхъестественного в повседневной жизни. И клирики, и миряне различали призывание сверхъестественных сил для добрых целей и для целей злых, и в конечном счете их понимание добра и зла совпадало. Церковные молитвы, как и их мирские эквиваленты, создавали модель иного мира, заселенного библейскими персонажами и святыми. Клирики также признавали, что эффективность ритуалов и священных предметов не зависит от моральной добродетели людей, прибегавших к ним за помощью. Миряне не отличали магию от религии, но и многие священнослужители тоже. Вместо христианского космоса, в котором сила, проистекающая от Господа, используется с благими целями, хотя может быть использована и во зло, многие миряне (а также и многие священнослужители) представляли себе универсум, в котором могущественные природные силы не являлись ни добрыми, ни злыми, но были зато деспотичными и могущественными. Несмотря на попытки части церковной элиты упорядочить верования и практики, в русской церкви все же сохранялось их значительное разнообразие.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017