Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

96

Просительные молитвы как источник для изучения..,

Мирские ритуалы могут показаться современному читателю странными и нехристианскими, и некоторые церковные ритуалы XVII в. кажутся точно такими же. Возьмите, например, ритуал очищения церкви «егда песъ вскочить в церковь, или от не-верныхъ внидетъ кто», включенный в печатные требники середины XVII в. После нескольких вступительных молитв священник должен был взять воду, освященную 1 августа, и брызгать ею крестообразно по всей церкви и алтарю на восток, запад, юг и север. Он также кадил ладаном в том же порядке. Если от пса остались нечистоты (проказа), то испачканный материал требовалось уничтожить, а место обжечь огнем. Аналогичные проказы пьяницы или ребенка нужно было только вымыть и очистить место освященной водой 30. Молитва от сердечной боли в требнике (в остальных отношениях совершенно ортодоксальном) включала указание написать шесть могущественных слов и привязать бумагу к телу больного31. Некоторое число молитв предназначалось для того, чтобы их записывали на оловянных пластинах, которые служили как талисманы. Одна молитва, призванная отогнать чары и демонов, включала такие указания: «Аще кто носит молитвоу с собою и прочитает на ком день и на ком час, да не прикоснется к тому человеку и дьявол ни соблазнит его» [Алмазов 1901: 27-29]. Сама молитва была обращена к Богородице и Троице 32.

И мирские, и церковные молитвы иногда адресовались к силам, наславшим порчу, хотя это более характерно для заговоров. Некоторые из подобных молитв имели древнее происхождение: ортодоксальная традиция признавала реальность одержимости демонами, и официальные молитвенные книги как византийской, так и славянской рецензии включали чины экзорцизма 33. Но в дополнение к текстам изгнания дьявола требники Московской Руси часто включали молитвы, призванные воспрепятствовать демонам проникнуть в человека и принудить его вернуться восвояси:

Отиди, сатано, от сих двою дверей храма сего, от сих четырех углов храма сего, и от основаниа дому сего, и зде апостоли Петр и Павел, и зде святаа Богородице Христа рождаеть, и зде тобе, диаволе, нес(ть) части и всем врагом нашим, и зде архаггели Михаил, и Гавриил, и Рафаил, и Сихаил, и Уриил у дверех хранят храма сего и ра-

Просительные молитвы как источник для изучения... 97

ба Божиа, имярек, ныне възгласивша архаггльскаа силы морскым водам и человечьскому роду, не пакостити и рабу Божьему имярек, и ныне и присно и ввек веком [Алмазов 1900: 130 (также 127, 129); Порфирьев 1891:13; Каратыгин 1877:446].


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017