Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Если сюжеты из Библии, особенно из Ветхого Завета, в просительных молитвах встречались часто, то отсылки к жизнеописаниям святых фигурировали значительно реже. Вполне ясно, почему те или иные святые были выбраны для решения определенных проблем. С просьбой о защите часто обращались к архангелу Михаилу, вооруженному защитнику небес. Мирская молитва (по-видимому, солдатская) призывала (среди прочих) московских национальных святых: «Петра и Алексея, и Иону, и Филиппа московских и всея России московских чудотворцев» [Зенбицкий 1907: 1]. Иногда жития или иконы давали основания для того, чтобы возникла ассоциация между определенным святым и той или иной потребностью. Например, согласно житию Козмы и Дамиана, они были лекарями, что объясняет, почему они фигурировали в некоторых молитвах для излечения от болезней. К этим святым, а также к святому Власию, традиционно связанному с уходом за скотом, обращались, чтобы уберечь домашний скот. Мученики в целом могли защитить больного от страданий, потому что они сами пострадали 22.

Часто выбор святых кажется необоснованным. В сборнике XVII в. рекомендуется обращаться (помимо прочих) к святым Мине, Лаврентию или Логину от слепоты, к Екатерине при родах, к Конону от детской оспы, к Мирону, Фетинии и Василию Новому от эпилепсии и к Гурию, Самону и Авиву при семейном раздоре. В то время как эти святые не имеют очевидной связи с проблемами, которые они призваны решить, тот же текст

92

Просительные молитвы как источник для изучения..,

рекомендует, чтобы человек, который страдает головной болью, обратился к Иоанну Крестителю 29 августа, в день, когда по церковному календарю поминается его усекновение. Возможно, для того, чтобы добиться лучшего результата, в некоторых молитвах перечислялось так много святых (важных и неважных), как говорящий мог припомнить. В одном случае фигурируют 17 имен святых, а потом еще прибавлены: «всех святых пророк и апостол, и мученик, и священномученик» 23.

На практике христианский иной мир изображается сходным образом с миром народного мифа. Поэтому неудивительно, что мирские молитвы их смешивают. Молитва для защиты лошадей помещает христианские фигуры в сверхъестественном мире фольклорного мифа:

Есть чистое поле, и есть в чистом поле стоит Егор дуб, и под дубом Егором седит Пречистая Мати Божия со своими с тритцати апостолы, с Михаилом архан(г)елом и з Гаврилом архан(г)елом, и с Петром, и Павлом, и Иванном Предтечем, и со Иванном Богословом, и со Иванном Златоустом, и со всеми аггелы, и архангелы, и херу-вими, и серафими, и со всеми апостолы [Срезневский 1913:494].


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017