Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

В других молитвах, и церковных, и мирских, образы иного мира заимствовались из христианской мифологии, причем чаще

90

Просительные молитвы как источник для изучения..

из Библии, чем из жизнеописаний святых. Большинство библейских аллюзий, встречающихся в мирских молитвах, имеют иллюстративный характер: они призваны продемонстрировать, что у Господа достаточно могущества, чтобы решить любые проблемы, и он использует свою силу, чтобы помогать людям. Например, в церковной молитве от тоски:

Владыко пресвятый услышав молитву святаго апостола Петра и послав ему ангела, изимающаегоот всея напасти [ср. Деяния 12:6-11]. Помилуй раба своего имркмолящась и услыши молитву его. Поели ангела святаго твоего и услыши всю печаль его, преложи на радость. Отче и Сыне и святый Душе. Ныне [Алмазов 1900:126].

В то время как эта молитва призвана изменить эмоциональное состояние человека (нечто созвучное осознанному восприятию молитвы), для русских людей средневекового периода данная модель равным образом подходила и к случаям физических немощей: «Ты же, царю, прииде в Вифанью, воскресивы Лазаря из мертвых [ср.: Иоанн 11: 1-44], ты ныне воздвигни раба твоего имярек от одра немощнаго и от постеля болезныя... изба-ви, Господи, от всякого недуга и болезни плотския и душевныя немощи...» [Тихонравов 1863:359]. Молитва «благословити млеко», которую произносили, давая корм корове, включала аллюзию на ветхозаветное обещание Аврааму, Исааку и Иакову ввести их потомков «в землю обетованную, текущую медом и млеком» [Каратыгин 1877:443]. В церковной молитве об успешной поездке говорилось: «Господи Боже нашъ спутыпествовавый оугоднику своему Иякову и страноствавый рабу своему Иосифу, спутьствуи имярек рабу твоему». В этой молитве проводится двойная аналогия: между библейским путешественником и человеком, который произносил просительную молитву, а также между Богом как путем к спасению и физическим перемещением человека в пространстве 20.

Библейские примеры использовались также как форма симпатической магии, особенно в мирских молитвах. Молитва мирянина на приход к суду содержала пожелание: «Как царь Давыд укротил и умирил царей и князей еврейских, так бы укротилось сердце сего раба Божия судьи имярек ко мне к рабу Божию имярек» [Срезневский 1913: 491]. В мирских молитвах

91

цитаты из Библии приводились неточно или во всяком случае интерпретировались нетрадиционным образом. Например, молитвы, призванные остановить кровотечение, не вполне уместно привлекали образ библейской засухи, случившейся при царе Ахаве (1 Царств 18: 1), или напоминали о самоубийстве Иуды. Молитва от головной боли обращена к Иисусу: «Якоже хожеше на горе Сионьстеи и обрете гроб отверст и девицю лежащу в нем и рече ей: „Что лежиши?« Она же рече: „Глава болить«» [Пор-фирьев 1891: 12]. Другая молитва от чар и от деревьев включает фразу: «как распинали жидове на Синайстей горы самого государя царя Иисуса Христа небеснаго» [Срезневский 1913: 511]. Позднейший читатель рукописи написал в качестве исправления: «Голгофа» 21.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017