Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

39

82

Рождение ребенка в допетровской России

40 Потребник. М., 1651 (KSC.№ 191). Л. 114.

41 О народных ритуалах, связанных с колыбелью, см. [Martynova 1978: 180-181].

42 Потребник. М, 1651 (KSС. № 191). Л. 90об.-91.

43 «Поучение новгородского архиепископа Илии», пункт 10 [РИБ 1908/6 (Прилож.): 358-360]. «Послание митрополита Фотия псковскому духовенству» [РИБ 1908/6:416].

44 Пример данного ритуала см.: Требник. Киев 49. Л. 1 или Требник Петра Могилы. Л. 24-25.

45 «Поучениеновгородского архиепископа Илии», пункт 10 [РИБ 1908/6 (Прилож.): 361].

46 Потребник. М., 1651 (KSC.№ 191). Л. 112-112об.; Требник. Киев, 1606 (KSC. №49). Л.6об.-8; Требник. М., 1637 (KSC. №127). Л. 17-18. См. также: «Послание митрополита Фотия псковскому духовенству» [РИБ 1908/6: 416]. Священнику не разрешалось отправлять эту службу над его собственной женой, хотя ему и было позволено совершать очищение своего ребенка. См.: «Вопросы и ответы пастырской практики», пункт 56 [РИБ 1908/6: 867].

47 Требник. Киев, 1606 (KSC. № 49). Л. 8об.-9об.

48 [Пушкарев 1977:28,32-33,45,55-56,57,58-59,94,108-109]. Об использовании дыма для очищения вагины см.: [Богоявленский 1966: 124]. В средневековой Сербии считалось, что молоко козы, смешанное с вином и медом, может предотвратить смерть плода в утробе; см.: [Jagic 1878:99].

49 Из этих растений, кажется, могла принести пользу только ива, которая является природным источником аспирина [Алмазов 1900: 75-77].

50 [Тихонравов 1863:356; см. также сходную версию на с. 355]. Упоминание Иоанна Богослова восходит, возможно, к Евангелию от Иоанна (1:12-13),сыновЕдомских —к 136 псалму. Судя по контексту Библии, эти стихи никак не соотносятся с родами. Сербскую версию см.: [Jagic 1878:99].

51 [Порфирьев 1891: 22]. Текст этого заговора читается немного по-другому. Вместо «Выйди, младенец, ко Христу; Христос тя зовет» в этой версии говорится: «От Бога ражающись, от Бога питающись, выйди младенец». См. также: [Алмазов 1900:124-125].

52 «Вопросы Савы», пункт 2 [РИБ 1908/6:51-52]. См. также версию в кн.: [Смирнов 1912:8] и подобные правила в том же издании, на с. 40,91,102.

53 Сборник. Россия, 1631 (HRL. № 302). Л. 20.

54 Потребник. М, 1651 (KSC. № 191). Л. 92.

Рождение ребенка в допетровской России

83

55 Потребник. М, 1651 (КБС. №> 191). Л.92об. Жели [СёНэ 1984: 295] обсуждает неканоническую церемонию во Франции XVII в., с помощью которой очищали тело женщины, которая умерла при родах, чтобы было позволено похоронить ее в освященной земле.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017