Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Большинство статей, вошедших в настоящую книгу, первоначально были опубликованы в различных американских журналах и сборниках. Включая их в русскоязычное издание, автор заново пересмотрел свои работы и внес необходимые дополнения и коррективы.

Пер. А. Л. Топоркова

Двоеверие

и народная религия

Дискуссия о возрождении религиозного самосознания в Советском Союзе предполагает существование устойчивого религиозного самосознания в дореволюционной России. Хотя никто не станет оспаривать официальный статус Русской православной церкви или искреннюю вдохновленность христианством в сочинениях многих русских интеллигентов, глубина и содержание религиозных верований низших классов остаются предметом научных дебатов. Русских крестьян, живших до начала Нового времени, изображали или глубоко благочестивыми, или невежественными и суеверными, или насмешливыми и безнравственными в зависимости от того, что больше соответствовало интеллектуальной и политической позиции наблюдателя. Несомненно, характер народного христианства до революции имеет значение для процесса возрождения религиозного самосознания в постсоветской России.

Ученые давно используют термин «двоеверие» для описания народной религии в России. На профессиональном жаргоне он обозначает религиозную систему, в которой языческие верова-

Автор хотел бы выразить свою признательность Совету по международным исследованиям и обменам (IREX) и Программе исследований за рубежом для преподавателей Фулбрайта-Хэйса за финансирование поездок в СССР в 1981-1982 и 1990 гг., а также Летнему исследовательскому семинару (университет Иллинойса) и Hilandar Research Library (университет штата Огайо). Взгляды, выраженные в этой статье, принадлежат автору и могут не разделяться учреждениями, оказавшими содействие в проведении исследования.

12

Двоеверие и народная религия

ния и обряды сохраняются под наружным слоем христианства. Простой народ в России сохранял свои традиционные языческие обычаи, что вело его к конфликту с церковной иерархией, которую поддерживало государство. Часто повторявшиеся церковные запреты советоваться с «колдунами» и участвовать в «сатанинских обрядах» показывали, что борьба была затяжной и в целом безуспешной. Когда церковь усваивала народные верования, она делала это вынужденно, чтобы получить более широкое признание. Поскольку религиозный мир крестьян XIX в. казался лишь в незначительной степени христианским, концепция двоеверия была распространена и на него (см., например: [Токарев 1957: 147-155; Dunn 1967: 104-109]). Таким образом, термины «двоеверие» и «народная религия» стали, по сути дела, синонимами.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017