Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Рождение ребенка в допетровской России

77

мент рождения 66. В этот раздел были включены особые правила для родов близнецов или тройняшек, потому что такие дети часто умирали. Священнику позволялось произносить крестильные молитвы над двумя или тремя или более детьми для того, чтобы сэкономить время. Тем не менее тексты XVII в. сохранили более раннюю русскую практику, предписывающую, чтобы каждого ребенка погружали в крестильную воду по отдельности 67. Особые правила объясняли процедуру крещения сиамских близнецов и младенцев-уродов 68.

Ритуалы и верования обычно служат практическим целям так же, как и сакральным. Можно поразмышлять о том, каким целям служили обычаи, связанные с родами, в средневековой России. Специальный акцент на омовении в очистительных ритуалах также мог иметь практическую ценность даже в тех случаях, когда растительные средства не были эффективными. Представление о женской нечистоте, которое может показаться столь оскорбительным для наших современниц, служило хорошую службу средневековым русским женщинам. Оно сводило к минимуму вмешательство посторонних, особенно мужчин, в течение критических часов родов. Сами роженицы вместе с повитухами принимали нужные решения, не нуждаясь во вмешательстве мужчин, все равно, мирян или клириков. Привлечение кормилицы на период, непосредственно следующий за родами, должно было помочь матери быстрее восстановить свои силы. Далее, от женщины, которая оскверняла все, до чего она дотрагивалась, не могли ожидать, что она будет работать на своего мужа или на семью. Если представление о нечистоте родов исчезало, то возрастали ожидания того, что женщина скоро вернется к своим повседневным обязанностям. Миф о женской нечистоте в этом случае работал на женщин; неудивительно, что они судя по всему принимали его легко.

Обычаи, связанные с рождением ребенка в средневековой России, сочетали языческие и православные верования и ритуалы. Христианские идеи о ритуальной нечистоте вполне соответствовали традиционным понятиям. Церковь приняла народную концепцию, согласно которой сверхъестественная помощь нужна для того, чтобы уберечь роженицу и ее ребенка от злых сил и защитить общество от опасности их нечистоты.

78

Рождение ребенка в допетровской России

Церковные иерархи официально приняли христианизированные версии церемоний очищения матери и кормилицы, наречения имени ребенку и освящения колыбели. Приходские попы пошли еще дальше в принятии народного обычая, участвуя в совершении неканонических ритуалов, связанных с плацентой и «сорочкой». Влияние шло также и в обратном направлении. В народных обрядах языческих богов заменили христианские персонажи, особенно Богородица. Народные магические средства для облегчения родов включали фрагменты церков-но-православных текстов и обрядов. Там, где ученый мог бы видеть широко распространенные признаки двоеверия, средневековые русские миряне и приходские попы видели только свою правую веру, русское православие. Приходской священник и женщины общины работали вместе для того, чтобы обеспечить божественное вмешательство в интересах беременной женщины и ее ребенка.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017