Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Поскольку новорожденное дитя разделяло с матерью ее нечистоту, первой заботой в случае, если ему угрожала смерть, было приготовить его к крещению. Священникам постоянно напоминали, что не следует ни на один день откладывать крещение умирающего новорожденного; это увещевание показывает, что их часто подозревали в страхе оскверниться в результате контакта с родами, пусть даже опосредованного 58. Хотя уст-

76

Рождение ребенка в допетровской России

раивать крещение вне церкви и было против церковных правил 59, оно допускалось, если ребенок был при смерти. Краткая служба крещения для таких непредвиденных случаев была включена в Требник 60. Если ребенка крестили до того, как его мать прошла очищение, ей не разрешалось присутствовать при крещении ребенка. Вместо этого после представления ребенка священнику она уступала свое место кормилице и крестным родителям, и ее отсылали домой 61. Крещение не могло также происходить в помещении, в котором родился ребенок, потому что оно также было осквернено62. Один источник утверждал, что, поскольку новорожденный был нечистым, крещение происходит у входа в церковь чаще, чем внутри храма. Если при входе в церковь не было крестильной купели, то священник мог сделать отверстие в земле, наполнить его водой и потом крестить ребенка. Отверстие следовало зарыть сразу после этого, чтобы предотвратить осквернение освященной воды 63. Соблазнительно видеть в этом ритуале пережиток языческих верований в могущество Матери сырой Земли. В любом случае использование неправославной процедуры крещения главным образом преследовало цель защитить храм от нечистоты, связанной с родами.

Церковные правила запрещали крестить ребенка в лоне его матери даже в качестве предосторожности против рождения мертвого плода. Специальный набор правил в Требнике Петра Могилы с Украины XVII в. касался должной процедуры крещения ребенка, который еще не полностью появился на свет. Конечно, такие действия были допустимы только в том случае, если повивальные бабки и священник предполагали, что ребенок будет мертворожденным. Если показалась только голова или какая-нибудь другая часть тела, этого уже было достаточно, чтобы начать крещение, поскольку доказывает священнику, что ребенок еще жив. Если ребенок после этого выходил наружу полностью и умирал, то его можно было потом похоронить по полному православному обряду 64 Над некрещеным или мертворожденным ребенком произносили только краткие молитвы, и его нельзя было хоронить возле церкви 65. Если ребенок оставался жив, то на 40-й день крещение довершали, но при этом не включали те молитвы, которые были уже произнесены в мо-


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017