Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

При тяжелых родах могли использоваться зелья и чары. Народные традиции и Лечебники рекомендовали беременным женщинам носить желудь, чтобы обеспечить легкую беременность, безболезненные роды и здорового ребенка [Богоявленский 1966: 143; Пушкарев 1977: 94]. Несколько растительных средств считались способными ускорить роды. При трудных родах повивальная бабка могла положить полынь, именуемую матерью всех трав, у пупа роженицы или вскипятить ее в воде или вине и дать ей выпить. Отвар из вербины, кипяченой в воде или вине, также рекомендовали при тяжелых родах. Если женщина не могла разродиться, брали олений мох с бобовым зерном, половину давали ей съесть, а половину клали около пупа, тогда «без болести породит». Другим средством был куколь, им советовали подкуривать роженицу, направляя дым в вагину; тогда женщина «без великой болезни породит». Считалось, что если дитя умрет в утробе матери, то можно выгнать его наружу с помощью чемерницы или козьего молока 48.

Заговоры при родах отражали русское народное христианство; их греческие аналоги неизвестны 49. Их событийный ряд заимствован из признанных православных молитв, однако фразы перемешаны без оглядки на их оригинальный контекст. Наиболее оригинальный народный заговор гласит:

Се и срете Господь Исус Христос Иоанном Богословом, обрели жену рожающи, сердцем болящу, не может родити, и рече Господь нашь Иванну Богослову: Гряди, Иване, и рцы ей во правое ухо: От Бога рожающейся, выди, младенче Христов, Христос тя зовет. Помяни Сыны Едемьскыя во дни Ерусалимовы, глаголющу: Истощайте, истощайте до основания земли. Ныне и присно 50.