Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Пер. А. Л. Топоркова

Первая публикация:

Levin Е. Childbirth in Medieval Russia // Russia's Women: Accommodation, Resistance, Transformation / Ed. by В. E. Clements, B. A. Engel, С. D. Worobec. Berkeley; Los Angeles; Oxford: University of California Press, 1991. P. 44-59.

Примечания

1 Историография работ, посвященных рождению ребенка, чрезвычайно бедна. Б. А. Романов [1966] и С. И. Смирнов [1912] посвятили каждый по две страницы этой теме, опираясь главным образом на Вопросы Кирика Новгородца, Саввы и Ильи, обращенные к епископу Нифонту и другим церковным иерархам (1130-1156). Для сравнения с Западом в период раннего Нового времени см.: [Gelis 1984J.

2 Ср.: [Попруженко 1928: 45-46, пункт 46; Петровский 1913: 370]. См. также: [Ангелов 1961]. Историки, которые восхищаются богомилами, часто отрицают существование этого принципа, напр.: «Это утверждение не может быть верным, потому что богомилы называли себя христианами и твердо следовали закону Иисуса» [Sharenoff 1927: 50].

Рождение ребенка в допетровской России

79

3 Об отношениях между сексуальностью и мотивом сверхъестественного зачатия в славянской церковной литературе см.: [Levin 1989: 63-66].

4 Культ Девы Марии в России изучен недостаточно. См.: [Strotmann 1959].

^ См. упоминания о грехопадении и его последствиях в молитвах на очищение молодой матери и помещения для родов на 8-й день после них (Потребник мирской. М, 1639 (KSC. № 136). Л. 98-98об.; Потребник. М., 1651 (KSC. № 191). Л. 88). Коллекция микрофильмов русских старопечатных книг из Киева имеется в Хиландарской исследовательской библиотеке в Университете Огайо.