Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Среди очистительных обрядов были ритуальные действия, призванные защитить здоровье роженицы и ребенка. Согласно народным представлениям, и мать и дитя были чрезвычайно уязвимыми во время родов: ребенок — потому что он еще не был окрещен, а женщина — потому что она была нечистой и находилась вне сообщества [Магїупоуа 1978: 179]. Дух зла Нежит (буквально «не живой») мог напасть на них обоих 32. Это верование соответствовало реальности: роды действительно были опасны для матери и ребенка.

Рождение ребенка в допетровской России

71

Среди молитв, произносившихся над роженицей, новорожденным и домочадцами, некоторые включали просьбы о божественной защите. Все начиналось с ритуалов очищения, происходивших иногда на третий день после родов 33. Иисуса Христа просили вспомнить о его собственном рождении и благословить новую жизнь:

Владыко Господи Иисусе Христе, Слово Божие и Отчие, Сыне единородный, иже нашего ради спасения... сошедъ наконецъ летом во чрево Святыя Девица... Тако благоволи и многомилостиве, Владыко преблагий Господи Иисусе Христе, и ныне рождыпую рабу твою имярек избавити всякого навета вражия и твоею благодатию и освящениемъ очисти и освяти даром и пришествиемъ Святаго Духа, яко дай той послужившая жены внегда раждати въкупе же и прилучившийся вси в дому семь имярек... Благоволи же и рождь-шемуся имярек соблюдену быти вышыпи навета вражия 34

Другая молитва, неканоническая, специально для защиты новорожденного, призывала Спасителя, св. Иоанна, св. Иосифа, мученика Феодора и Богородицу не допустить, чтобы дьявол проник в дом [Алмазов 1900: 127]. Для женщины выживание ее ребенка имело важное духовное значение. Рождение ребенка освобождало ее от греховности сексуальных отношений, без которых не было бы и зачатия. Если бы ребенок умер, то это бы свидетельствовало о том, что она падшее создание. Так, в сербской традиции женщина гордилась тем, что Бог сохранил ее ребенка и поэтому она не будет теперь «как проклятая блудница», то есть женщина, которая вступает в сексуальные отношения только ради удовольствия 35.

В дополнение к очистительным молитвам баба использовала целебные травы. Чебрец отваривали в вине и пили при тяжелых родах. Косатень (Iris sp.) толкли с пресным медом и мазали «поверху и у нутре на тайном месцу» при проблемах с удалением плаценты. Розы отваривали в воде, потом смешивали ее с вином и давали пить женщинам для «вычищания». Порошок из привозного эбенового дерева женщины насыпали себе на «тайное месце»; считалось, что это «дивно вычищает матицу» 36. Православные священнослужители всегда относились подозрительно к растительным средствам из-за их связи с язычеством. Однако,


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017