Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

8

Предисловие

о чудесах, которые прибавлялись к жизнеописаниям святых или приписывались чудотворным иконам. Эти сообщения увековечивают подлинный религиозный опыт людей, не относящихся к элите, хотя и в жанре, который имеет определенную стереотипную форму [ТЬуге! 1997: 118-119]. Циклы, связанные со святыми, которые почитались только в удаленных провинциях, такие как св. Василий Мангазейский, в целом демонстрируют больше отклонений от принятых норм и, следовательно, сообщают больше сведений о народных обычаях, чем циклы, связанные со знаменитыми национальными святыми, такими как св. Сергий Радонежский. Записи молитв, произносимых рядовыми христианами, также содержат важные сведения о народных верованиях и о ритуалах, которые сопровождали чтение этих молитв. Такие источники мало использовались учеными, хотя большое их количество было опубликовано в конце XIX — начале XX в. Государственные расследования возможных преступлений, особенно «порчи», образуют другой, более известный корпус источников. Даже рукописи чисто практического назначения, такие как травники и лечебники, содержат богатую информацию о том, как русские люди средневекового периода понимали соотношение между естественным и сверхъестественным.

«Народная» религия не может изучаться вне соотнесения с официальным христианством элиты. Причина этого отчасти имеет практический характер: большинство источников, касающихся народных религиозных верований и практик, были составлены — или по крайней мере переделаны, переписаны и сохранены — образованными людьми, находящимися на службе у государства или у церковных иерархов. И более того, любое исследование содержания религиозных обрядов неэлитарных групп населения показывает обширный ряд схождений с религиозными обрядами элиты. Кроме того, трудно определить, кто на самом деле образует «элиту» и кто «народ». Царь и его двор должны считаться элитой, конечно за исключением бесчисленных слуг и ремесленников, а может быть, также бояр и царевен, которые обращались к слугам в поисках лечебных заговоров. Если столь противоречиво разграничение «элитарной» и «народной» религии даже при царском дворе, то еще бо-