Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

52

Религиозная идентичность мирян в средневековой Руси

луешь крестьян?»)26. Но в документах, которые крестьяне, несомненно, писали сами (поскольку они содержат жалобы на их управляющих), они также именуют себя «христианами». В грамоте № 311 крестьяне отвергают своего нового управляющего: «А мы его не хътимо: не суседнеи человеко» ([НГБ 1963/5:144— 145] <3ализняк, с. 549>. Конец XIV или начало XV в.). Аналогичным образом группа крестьян жалуется своему хозяину Юрию Онцифоровичу, сыну могущественного новгородского посадника: «Биють целомъ кртьдне гну Юрию Онцифоровицю о клюцнике, зандо, гне, не можемъ ницимъ ему оудобритисд...» (перевод: «Бьют челом крестьяне господину Юрию Онцифоровичу о ключнике, потому что, господин, не можем ничем ему угодить») ([НГБ 1958/3: 20-22] Оализняк, с. 497-498>. Конец XIV или начало XV в.). Интересно, что когда другой управляющий Онцифора жалуется на крестьян, не признающих его авторитета (они требуют письменного подтверждения их долговых обязательств!), то он называет их не «христианами», но до некоторой степени унизительно «смердами» 27.

Самоидентификация крестьян как «христиан» проливает свет на дискуссионный вопрос о христианизации русской деревни. Согласно показаниям берестяных грамот, с конца XIV в. крестьяне считали себя православными. Писем, написанных крестьянами ранее этого времени, мало, поэтому невозможно узнать, имела ли место такая христианская самоидентификация и в более ранний период. Однако в грамоте № 220 середины XIII в., представляющей собой перечень должников, в одном ряду с крестьянами-должниками упоминается и «поп на Чер-менце» ([НГБ 1963/5:42] Оализняк, с. 402>). Документ № 368, написанный век спустя, как можно думать несмотря на плохую сохранность текста, представляет собой сообщение священника, который, вероятно, освящает новое поле, так как в документе упоминается вырубка леса («заруб»)28. Молитвы по таким случаям, читаемые священником или самими крестьянами, часто включались в рукописные требники XVI и XVII столетий (см.: [Levin 1997а] <наст. изд. С. 84—109>). Обе берестяные грамоты свидетельствуют о том, что священники жили в сельской местности и в более ранний период, чем это обычно допускают исследователи (см.: [Levin 1991а: 32-35] <наст. изд. С. 13-17>).

Религиозная идентичность мирян в средневековой Руси


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017