Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

8 См., например, «Гадальные книги», включенные в советское издание Домостроя [Домострой 1990: 260-270). Е. В. Аничков кратко упомянул «знание халдейской астрономии и алхимии» как источник городского варианта «двоеверия» в средневековой России, но не разработал этого вопроса подробно; см.: [Аничков 1914:304].

9 О научной традиции использования фольклора для реконструкции языческих верований см.: [Токарев 1957: 4-19]. Важные наблюдения о ценности и сложности использования фольклора в качестве источника по народной религии содержатся в следующей работе: [Manselli 1975:36-41].

0 Кристина Воробец обратила мое внимание на этот факт в частном разговоре. Пример такого подхода в наиболее утонченном варианте см.: [Максимов 1903].

1 Краткое содержание этого прежнего взгляда и вдумчивую критику его см.: [Davis 1974: 307-310]. В этой статье не преследуется цель дать исчерпывающую библиографию обширной литературы, посвященной народной религии на Западе в Средние века и раннее Новое время. Назовем лишь основные работы: [Davis 1965; Thomas 1971; Manselli 1975: 307-336; Ginzburg 1979: 87-167; Popular Belief 1972; Brooke R. and Brooke Ch. 1984;Гуревич 1981 (перевод: Gurevich 1988); Гуревич 1990].

2*

36 Двоеверие и народная религия

12 [Thomas 1971:77; ср. Р. 3-50 и далее]. См. также: [Гуревич 1990:279-306; Manselli 1975: 32-35]. Автор приводит крещение Руси как пример народной веры не в Христа, но в способность князя избрать наилучшего сверхъестественного покровителя.

13 Сходство становится особенно разительным, когда читаешь о средневековом Западе по-русски, например работы советского исследователя А. Я. Гуревича.

14 Несколько исследователей — в особенности Б. А. Успенский и Эдвард Л. Кинан — подчеркивали расхождение между церковнославянским и разговорным русским языком XVI-XVII вв.; см.: [Кеепап 1971: 53-56]. Однако между ними было и немало общего, в любом случае разница не могла быть больше, чем между языком Шекспира и современным английским языком.

15 В берестяных грамотах крестьяне часто называли себя христианами («хрестьянинъ»); см. указатель слов: [НГБ 1986/8:303].

16 Новгородский государственный музей, № 11179, л. 221об.-224 (XIX в.). Датировка основана на следующей работе: [Семенов 1968]. Для датировки можно использовать и текст самого произведения. В последнем абзаце упоминаются соправители Иван V и Петр I, что, несомненно, является позднейшим дополнением к первоначальному тексту. Таким образом, первоначальный текст мог быть написан между предполагаемой датой смерти святых, 1570 г., и 1696 г.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017