Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Пер. 3. Н. Исидоровой

Первая публикация:

Levin Е. Dvoeverie and Popular Religion // Seeking God: The Recovery of Religious Identity in Orthodox Russia, Ukraine and Georgia / Ed. by S. K. DeKalb: Northern Illinois University Press, 1991. P. 31-52.

Перевод 3. H. Исидоровой опубликован впервые в кн.: Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Период Киевской и Московской Руси: Антология / Сост. Дж. Мад-жеска. Пер. с англ. 3. Н. Исидоровой. Самара, 2001. С. 259-283.

Примечания

1 Б. а. Рыбаков, например, называет XI—XIII вв. «периодом двоеверия», в то время как для В. Д. Отамановского это конец XI — начало XII в. См.: [Рыбаков 1987: 456-459; Отамановский 1965: 59]. Оба исследователя соглашаются с тем, что народная религия оставалась в значительной степени языческой по содержанию вплоть до Нового времени.

2 См. Временник Ивана Тимофеева 1617 г., цит. в [Rowland 1990: 132]. [См. русское издание: Временник 1951:11,174. — Примеч. перев.].

3 [Власов 1988: 12]. В качестве примера подобных явлений В. Г. Власов приводит «Повесть о Петре и Февронии»; он утверждает, что в этом произведении фактически описано обращение Февронии из язычества в христианство.

Двоеверие и народная религия

35

4 [Matossian 1973: 337-338; Hubbs 1988]. Хотя и не будучи феминистом, С. Смирнов пришел к мнению о том, что женщины сохраняли язычество; см.: [Смирнов 1909: 217-243]. Ни один из этих авторов не отметил, что порицание женщин вообще, как падких на колдовство, было характерно не только для России, но встречалось также и в Западной Европе; см.: [Muchembled 1979: 221]. Похожие утверждения о женщинах и колдовстве можно найти также в Талмуде.

5 Литература по колдовству на Западе в Средние века и раннее Новое время огромна. Обзор подходов к колдовству см.: [Russell 1972]; особенно см.: Ch. 1. Р. 1-26. По колдовству в России существует крайне мало работ, но предварительное исследование говорит как о сходствах, так и о различиях с Западом, особенно в отношении участия в колдовстве значительного числа мужчин. См.: [Kivelson 1991: 74-94].

6 Несмотря на ценную компиляцию из источников и прочих данных, В. Д. Отамановский путает народных целителей с колдунами и ведьмами; см.: [Отамановский 1965]. О народном целительстве в религиозном контексте на средневековом Западе см.: [Thomas 1971:177-211].

7 Дж. Биллингтон приводит краткие доказательства этого положения в своем классическом труде о русской культуре [Billington 1970:18], так же как Г. П. Федотов [Fedotov 1975/1: 356) и Е. М. Томпсон [Thompson 1987: 97-123].


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017