Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Однако нельзя свести народное почитание Параскевы к выборочным заимствованиям из церковной традиции. Напротив, проходя через народное воображение, культ развивался дальше, особенно среди женщин. Ничто в церковной традиции не наме-

Двоеверие и народная религия

31

кало на покровительство Параскевы деторождению, но такое развитие закономерно для покровительницы женской работы и врачевания 23. Покровительство Параскевы браку также отражает уклонение в сторону от церковной основы, так как, согласно официальным житиям, ни одна из этих святых замужем не была. Но мученица Параскева отказалась от брачного предложения своего мучителя, заявив: «Имею истиннаго жениха Христа и иного мужа не требую» 24, подавая таким образом пример молодым девушкам в осуществлении своего права выбирать или отвергать супруга.

Определения Стоглавого церковного собора 1551 г. дают дополнительные сведения о развитии культа в народной среде и официальной реакции на него:

«Да погостомъ и по селомъ ходятъ лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы отростивъ и рас-пустя, трясутся и убиваются, и сказываютъ, что имъ заповедати християномъ каноны завечати, они же заповедаютъ въ среду и въ пятокъ ручнаго дела не делати, и женам не прясти, и платия не мыти, и камение не разжигати, а иные заповедываютъ богомерз-кия дела творити, кроме Божественныхъ писании» [Стоглав 1863: 138-139].

Собор отреагировал только на проблему нарушения спокойствия, то есть на бродячих бездомных и на совет не работать по средам и пятницам. Собор постановил, что в эти дни следовало поститься и воздерживаться от супружеских отношений, но работа была обязательна. В то время как Собор обеспокоился по поводу беспорядков и подозрительных учений этих адептов св. Параскевы, он не сделал никаких попыток искоренить культ. Напротив, митрополит Макарий отвел двум Параскевам выдающееся место в новом официальном церковном календаре.

Лишь немногое в описании народного культа Параскевы скорее напоминает язычество, чем христианство. Сами его критики соглашались с тем, что и еретики проповедовали христианство, даже если их толкование и было «богомерзким». Еретики требовали более строгого соблюдения среды и пятницы как дней воздержания. Они проповедовали, странствуя, в подражание Христу. Скитаясь обнаженными и босыми, они брали на себя роль юродивых, «глупцов Христа ради», которых признавала


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017