Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

19 РГИА. Ф. 796. Он. 25. № 723. Л. 236-236об. Выбор имени необычный, буквально это может означать «автономия, самоуправление». Хотя и был древний мученик с этим именем, который упомянут в Львовской летописи [ПСРЛ 1910/20: 27], имя не было все же в общем употреблении. Быть может, священник приходской церкви услышал неологизм, относящийся к новому виду добродетели, автономии, и приложил его к безымянному чудотворцу.

20 [Ромодановская 1986:194; Бахрушин 1955:337,348]. В показаниях имя свидетеля дается также как «Григорий Сиротаев»; если учесть характер скорописи того времени, такие ошибки чтения не покажутся непонятными.

21 Возможно, что безымянный архангельский чудотворец позднее превратился в св. Евфимия Архангельского. Сведения о нем незначительны: в 1683 г. архиепископ Афанасий Холмогорский запретил почитание св. Евфимия Архангельского, мощи которого были обнаружены в 1647 г. и культ которого незадолго до 1650 г. привлек внимание митрополита Никона Новгородского (в будущем патриарха). Афанасий воспретил почитание, потому что тело нельзя было уверенно связать с Евфимием, ранним настоятелем монастыря в Архангельске, который умер за 120 лет до этого. Труп, кроме этого, предположительно показывал двуперстное сложение креста, вызывающее опасение и связанное со старообрядчеством [Верюжский 1908:384-386].

22 Цит. в [Бахрушин 1955: 346].

23 [Бахрушин 1955:349-350; Пивоваров 1977:65]. Б. Пивоваров, современный церковный автор, все еще очень озабочен тем, чтобы установить точную дату смерти св. Василия, однако он обнаружил, что во всех источниках XVII в. указаны противоречивые даты.

24 РНБ. Соловецкое собрание. № 182/182. Л. 181-183. Такую же биографию позднее приписывали Иоанну и Якову Яренгским, см. [Толстой 1887:159-160].

25 РНБ. Соловецкое собрание. № 182/182. Л. 126об.-128об.

26 ГИМ. Собр. А. С. Уварова. № 1180. Л. 43-46об.

27 Там же. Л. 43-48; [Ключевский 1871:425].

28 РНБ. Соловецкое собрание. № 182/182. Л. 128.

29 Там же. Л. 129-141.

30 [Пивоваров 1977: 62; Бахрушин 1955: 337]. Забавно, что каждый из авторов, писавших о св. Василии Мангазейском, приводил только часть

190

От тела к культу

данной цитаты: протодиакон Б. Пивоваров пропустил упоминание о повреждении костей; советский историк С. В. Бахрушин пожертвовал первой частью цитаты, в которой утверждалось, что гроб был целый и о теле говорилось как о «мощах» (этот термин употреблялся исключительно в тех случаях, когда речь шла об останках святых). См. также: [Оглоблин 1890: 4-5.]


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017