Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

7 См.: «Духовный регламент», ч. 2, статья 6 и «О епископах», статья 8 [Верховской 1916:40].

8 РГИА. Ф. 834. Оп. 2. № 1701. Текст указа помещен на л. 1 -2об. Краткое обсуждение этого указа см. в кн.: [Голубинский 1903:439-440]. См. также: [Лавров 2000: 203-226].

9 СГУ. № 1344. «Сказание об Иоанне и Логгине Яренгских». Рукопись датируется 1640-1660-ми гг. Это редакция Жития, написанная иноком Соловецкого монастыря Сергием Шелониным в середине XVII в. В1638 г. Сергий участвовал в церемонии переноса мощей Иоанна и Л ог-гина из старой Никольской церкви в новую церковь Зосимы и Савватия Соловецких [Дмитриев 1973: 225].

10 О связи между вампиризмом и отлучением от церкви см.: [Perkowski 1989: 19; Barber 1988: 74, 108, 111]. Озабоченность возвращением злокозненного мертвеца отразилась в народных обычаях, ср.: [Зеленин 1995] и [Levin 1997а] <наст. изд. С. 96-114>. О дискуссии по поводу сохранения этих представлений в народной культуре XIX в. см.: [ Worobec 1994: 26-32].

11 Пример такого заговора XVII в. см.: [Срезневский 1913:493,500]. Примеры подобных заговоров, записанных в Х1Хв., см.: [Кляус 1997:131-132,135-136,180,217,230,232,245,282,284-286,298,330,368].

12 [Срезневский 1913:497-498]. См. также об этом: [Levin 1997а: 104-105] <наст. изд. С. 97-98>.

13 СГУ. № 996. Л. 30-32. «Житие Артемия Веркольского и служба ему». Рукопись датируется 1640-1660-ми гг. Исследования жития см.: [Дмитриев 1973:249-261; Яхонтов 1881:183-187]. Слово «трясовица» стало позднее народным названием малярии, однако его использование в допетровский период имело отношение к симптомам озноба или дрожи вне зависимости от их основной причины, которую никто в это время не мог распознать. Диагноз закупорки легких, который ставился в этом случае, указывает скорее на ангину, чем на малярию.