Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

В случае с каждым из этих святых нетленность тела, которая вначале способствовала возникновению культа, оказалась преходящей. С течением времени их состояние проверяли в ходе расследования. К тому моменту, когда начиналось освидетельствование, мощи утрачивали свою целостность. Но к этому времени уже устанавливался список чудотворений, такой, в который их почитатели не могли не поверить, вне зависимости от того,

7 - 10448

186

От тела к культу

каким было состояние мощей. Церковные власти, которых приглашали проверять святость останков, уделяли исключительное внимание состоянию мощей, детально описывая их. Они могли потребовать и физической целостности тела, но что особенно важно, они предпочитали признавать утверждения местных сообществ, допуская их понимание «нетленности». Таким образом, физическое состояние мощей, которое первоначально порождало культ, впоследствии имело меньше значения для местного сообщества, чем для церковной элиты.

На протяжении 60 лет, с 1660-х по 1720-е гг., руководство Русской православной церкви радикально изменило свое отношение к «неопознанным» мощам святых. До середины XVII в. церковные иерархи разделяли с местными сообществами веру в то, что ранее неизвестные святые могут проявить себя через чудотворения при их мощах. Когда честные христиане свидетельствовали, что они испытывали благодать божию от прикосновения к мощам, иерархи были склонны доверять их словам. Ибо разве не следовало ожидать того, что Бог благословит православную Россию, даже дальние уголки царства? Как это выражено в материалах московного собора 1667 г., для церкви первейшей заботой было различать тела почивших святых от тел за-ложных покойников.