Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Большинство культов, о которых здесь шла речь, главы реформирующейся церкви подвергли тщательной проверке в первой половине XVIII в., и результаты их обследований позволяют говорить о растущей пропасти, разделяющей религиозные чувства местных мирян и низшего духовенства, с одной стороны, и европеизированной церковной элиты — с другой. В любом случае местные общины ручались за правильность почитания их святого, опираясь на собственный опыт. Между тем церковные власти в столице заявляли, что вопросы канонизации относятся только к их ведению.

Те культы, которые были организованы наилучшим образом, испытывали наименьшие проблемы от реформаторских действий

182

Синода. Претензии Иакова Боровицкого на святость никогда не подвергались сомнению, поскольку они признавались уже знаменитым митрополитом Макарием в XVI в. Если святость Иоанна и Логгина Яренгских и была поставлена под вопрос во время синодального расследования 1744-1745 гг., то предшествующая официальная комиссия признала правомочность этого культа 36.

Расследование 1744-1745 гг. отправило в небытие культ Про-копия Устянского, несмотря на то что его адепты могли предоставить существенную документацию. В 1696 г. архиепископ Холмогорский Афанасий, который был скептически настроен в отношении святости Вассиана и Ионы, уступил народному почитанию св. Прокопия, хотя и не признал его культ официально 37. В 1737 г. епископ Архангельский Савва назначил комиссию, которая расследовала действия местных священников, одобрявших почитание этого святого. Комиссия обнаружила, что мощи Прокопия сохранились только частично, но отметила, что не произошло изменений по сравнению с тем состоянием, которое было зафиксировано в 1696 г. Комиссия также собрала современные свидетельства о чудесных исцелениях в верюжской церкви, в которой хранились мощи, причем честно отметила, что одно сообщение не могло быть проверено38. Но в 1745г. Архангельский архиепископ Варсонофий не дал одобрения ни на официальное признание культа, ни на его запрет, так что почитатели продолжали уповать на вмешательство Синода 39.