Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

В случае со святыми Пертоминского монастыря внимание высоких официальных лиц оказалось вдвойне полезным: монастырь получил столь необходимую ему материальную поддержку, а местные святые — официальное признание. Однако вмешательство посторонних лиц не всегда было благоприятным для локального культа святого. В 1635 г. воевода Афанасий Пашков направлялся в Кевролу, и по дороге не счел нужным посетить Верколу и поклониться мощам св. Артемия. Когда Афанасий Пашков приехал к месту своего назначения, его юный сын заболел трясовицей. Тут отец вспомнил о своем пренебрежении к святому и дал обещание поехать в Верколу и поклониться ему. Мальчик выздоровел [СГУ. № 351. Л. 52-53об.]. Однако Пашков выбрал такой способ продемонстрировать свое почитание святого, который вызвал негодование жителей Верколы. Он основал в честь Артемия монастырь; веркольцы протестовали и пытались изгнать монахов, утверждая, что «чудотворец наш, и монастырь наш» [Дмитриев 1973: 257-258]. Однако монахи имели большее влияние на власти, и в 1648-1649 гг. Москва подтвердила, что мощи должны принадлежать монастырю.

От тела к культу

181

Мощи св. Василия Мангазейского также подверглись спорному переносу, который был затеян основателем Туруханского Троицкого монастыря попом Тихоном. В конце 1660-х гг. в Ту-руханск перенеслась большая часть деловой активности из Ман-газеи, в связи с чем туда переехали многие купцы, охотники на пушных зверей и государственные служащие ([Бахрушин 1955: 337-340]. См. также: [Fisher 1944]). Поэтому неудивительно, что решил также сменить место своего обитания и св. Василий (или по крайней мере некоторые люди, утверждавшие, что действуют от его имени). После какого-то тайного соглашения между туру-ханским монастырем и солдатами из гарнизона в Мангазее зимой 1670 г. Тихон выехал из Туруханска, чтобы завладеть мощами. Он заявил, что св. Василий обратился к нему, чтобы пожаловаться на стесненное и ветхое состояние его гробницы в Мангазее, и попросил, чтобы его оттуда переместили. Тихон подтвердил правдивость своего рассказа, сославшись на сверхъестественное излечение солдата Антипа Копылова (того самого, который неверно передал фамилию святого) 27 марта, в Лазареву субботу. Проделав подготовительную работу, Тихон уложил мощи святого в новый гроб и вывез их в Пасхальное воскресенье, с процессиями и праздничными церемониями; поэтому и не бросалось в глаза, что по существу он похитил мощи34. Выходка Тихона была полностью несанкционированной; в своем донесении в Москву митрополит Тобольский Корнилий писал, что Тихон решился на «дерзновение» и «не отписався к нему, митрополиту» 35. Тем не менее останки св. Василия остались в Туруханске.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017